Переяславль, Солотча и Трубеж. Откуда взялись названия рязанских рек и самого города

Знаменитый русский историк, публицист, автор пятитомной «Истории России» Дмитрий Иванович Иловайский (1832-1920) родился на Рязанской земле. Поэтому с особенным тщанием и любовью он создавал труд «История Рязанского княжества». Со времени написания – конца пятидесятых годов девятнадцатого века – и по сей день это единственное в своем роде исследование о том, как развивалось государственное устройство на родной земле.

Дмитрий Иловайский

В «Истории…» Иловайский писал: «Когда Владимир раздавал своим сыновьям города, Муромская земля досталась на долю Глеба [Глеб и его брат Борис – первые православные святые Русской земли]. Но для нас особенно важно деление волостей между сыновьями Ярослава I; оно надолго определило дальнейшее развитие отдельных частей древней России».

К вятичам, которые согласно «Повести временных лет», расселились «по реце Оце», Ярослав Мудрый никого не направил, поскольку их территории были непроходимой языческой глушью. Дмитрий Иловайский пишет об отсутствии в те времена городов на северо-востоке от Десны до самых низовьев Оки. Известно, что Святославу Ярославичу достался Чернигов и окружающие его земли, а кроме них – Окская долина и совсем уж далекое Тмутараканское княжество.

После себя Святослав Ярославич, успевший побыть великим князем, оставил пять сыновей: Глеба, Олега, Давыда, Романа и младшего Ярослава.

«Что Ярослав был младший, доказывает картина в Сборнике Воскресенского Новоиерусалимского монастыря, написанная в 1073 г.; она изображает Святослава с супругой и пятерых его сыновей; Ярослав представлен здесь младенцем» (Николай Карамзин, «История государства Российского»).

Князь Ярослав Муромский

Этому младшему Ярославу и пришлось заниматься военно-хозяйственными делами наследной муромо-рязанской «украйны» в то время, когда его старшие братья, Олег и Давыд, сражались за право княжить в Чернигове. Взрослевший на отчем великокняжеском подворье, Ярослав, надо полагать, полюбил прекрасные земли русского Юго-Запада. Однако судьба распорядилась так, что пришлось ему строить крепости на берегах широких и прохладных рек, главная из которых называлась Ока.

Погиб в боях брат Глеб, затем Роман… По краю ходили Олег и Давыд, проводя свои дни, месяцы и годы в постоянных битвах. Ярослав и его дружина тоже постоянно рисковали жизнью, приводя в христианскую веру буйных язычников, обороняя свою территорию то от соседей-суздальцев, то от половецких набегов. Для этого поднимали крепости на местных реках. Некоторые из укреплений становились городами, укрывавшими местных крестьян и ремесленников от нападений.

«Главным средством для утверждения власти в подчиненных землях всегда и везде служило построение крепостей там, где их не было, и военное занятие городов, уже существующих. Точно так поступали и древние русские князья… имея в виду защиту края, сбор дани с туземных жителей и заселение пустых земель». (Д. И. Иловайский «История рязанского княжества»).

Летописец Нестор указывает под 1096 годом, что князь Олег Святославич, старший брат Ярослава, когда не приняли его в Смоленске, «… иде к Резаню». Иловайский в «Истории Рязанского княжества делает вывод: «Следовательно, Рязань [старая] как город существовала еще прежде этого года, а как название страны она и прежде, и после обнимала большое пространство земель, лежавших по среднему течению Оки, по ее притокам с правой стороны и по верхнему Дону».

И если в названии «Рязань» ученые усматривают фино-угорские корни, как и в словах «Ока», «Москва», «Муром», то появившийся примерно полувеком позже Переяславль Рязанский уже явно поименован в юго-западной, киевско-черниговской традиции. И населили его большей частью колонисты из тех благодатных, но уже навеки далеких днепровских краев.

Тоскуя по оставленной отчине, прибывшие называли незнакомые места новой родины так, как им было привычно, как просило сердце при воспоминании о недавнем еще прошлом. Новые названия первыми, наверняка, получили реки, на которых встали свежесрубленные крепости и городки переселенцев. Реки – дороги для купеческих караванов, торговые пути. Они играли важнейшую роль в жизни предков.

Переяславли на Трубежах

Три знаменитых в русской истории древних города называются одинаково: Переяславль. Это Переяславль Хмельницкий (бывший Переяславль Русский), Переяславль Залесский и Переяславль Рязанский. Стоят они на реках, которые также носят одно название – Трубеж.

Красивому имени, означавшему «перенявший славу», положил начало древний Переяславль (или Переяславль Русский), поднявшийся на днепровском притоке. Современная наука ставит годом его основания 993-й. Легендарный Нестор в «Повесть временных лет» рассказывает, что великий киевский князь Владимир Святославич в 992 году основал город у реки Трубеж, где его войско одержало победу над печенегами. Именно тогда прославился мастер-кожевенник Ян Усмошвец (от слова «усмие» – кожа) – тот, что вырвал кусок мяса из крутого бока проносившегося мимо быка, а потом одолел в поединке сильнейшего печенежского силача. В честь него, «перенявшего славу» могучего противника, Владимир, якобы, и повелел назвать город, ставший немногим позже одним из центров Юго-Западной Руси. Конечно, вряд ли великий князь стал называть города в память о достижениях простолюдинов, пусть даже выдающихся. Но легенда существует.

Трубеж в Переяславле-Хмельницком

Второй Переяславль на Трубеже – наш, рязанский, основанный, судя по известной записи в Следованной псалтири XVI века, в 1095 году (скорее всего, город заложил уже известный нам Ярослав Святославич). Иловайский сообщает в своей знаменитой книге «Рязанское княжество»:

«Судя по словам Герберштейна, древняя крепость, около которой впоследствии образовался город Переяславль, первоначально называлась Ярославом или Ярославлем, т. е. по имени своего основателя». [Сигизмунд фон Герберштейн, (1486-1566) – дипломат Священной Римской империи, историк, писатель. Был направлен к Государю всея Руси Василию Третьему (отцу Ивана Грозного). Свои наблюдения о Русской земле изложил в труде «Записки о Московии». Как указал сам Герберштейн, он полагался «преимущественно на два обстоятельства: на кропотливость своих разысканий и на свое знание славянского языка»].

Трубеж в Переяславле-Залесском

И третий «одноименный» город – Переяславль Залесский. Он тоже ведет начало с глубокой древности. Город основан в 1152 году князем Юрием Долгоруким. Находится сегодня в Ярославской области, в 140 км от Москвы, на берегу Плещеева озера, в месте впадения в него реки Трубеж. Первоначальное название «Переяславль» дано в честь древнего Переяславля Русского. Кстати, в этом относительно новом северном городе Переяславле в 1220 году родился князь Александр Ярославич Невский. Название города изменилось на Переяславль Залесский в XV веке.

Осталось сказать несколько слов о реке, давшей имя многим другим в Северо-Восточной Руси. Возьмем словарь Брокгауза и Ефрона:

«Трубеж — р. Черниговской и Полтавской губ., лев. прит. Днепра. Т. берет начало в Козелецком у(езде)… впадает в Днепр в 10 в(ерстах) от г. Переяславля…». Само название реки, возможно, произошло от слова «труба», обозначавшего речную протоку. В Киевской области название «Трубеж» произносится с ударением на последний слог, где вместо «е» стоит «и».

Почему же князья северо-восточных владений называли города Переяславлями? Возможно, они вспоминали при этом общего предка, приснопамятного полководца и великого князя Киевского Святослава Игоревича, который намеревался перенести русскую столицу из Киева в болгарский Переяславец? «Повести временных лет» повествуют о том, что Святослав сообщил матери, княгине Ольге:

«Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае — ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли — золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы».

Другими словами, возможно, считалось, что название города «Переяславль» могло принести ему процветание, помочь взять себе славу древних столиц? Впрочем, пока нет исторически доказанной версии, отчего так полюбились на Руси Переяславли.

Пристань на Трубеже в Рязани

«Лебедь летела, а Лыбедь текла…»

Древняя речка Лыбедь, которая течет сегодня в подземных бетонных коробах в центре Рязани, тоже имеет свою одноименную старшую «сестру» на Юго-Западе. Являясь правым притоком Днепра, изначальная Лыбедь протекает по территории Киева. Считается, что река получила название от имени сестры легендарных братьев-основателей Киева — Кия, Щека и Хорива. Имя Лыбедь возводят обычно к словам «лебедь», «любовь». Нестор пишет:

«И были три брата: одному имя Кий, другому — Щек, а третьему — Хорив и сестра их Лыбедь. И жил Кий на горе, где теперь подъем Боричев, Щек жил на горе, которая теперь зовется Щековица, а Хорив — на третьей горе, которая от него получила название Хоривицы. И срубили городок во имя своего старшего брата и дали ему имя Киев».

Лыбедь в Киеве

А потом разлетелись, расплескались реки-птицы по бескрайним русским землям. Со временем обмелели, превратились, как рязанская Лыбедь, в ручьи. Water Resources – сайт по гидрологии со справочным каталогом по водным ресурсам мира, приводит отрывок из справочника «Материалы для географии и статистики России 1860 г.». Там о речке с красивым названием уже говорится слегка пренебрежительно:

«В Трубеж впадает небольшой ручей Лыбедь, замечательный тем, что овражистая долина его пересекает губернский город в самой средине». В начале XX века доктор Сергей Григорьевич (Соломон Гершонович) Кассиль (дядя знаменитого детского писателя Льва Кассиля) указывал в своей диссертации: «Канализации в городе [Рязани] нет никакой. Река Лыбедь служит бассейном всех нечистот с прилегающих дворов, содержание большинства которых крайне неудовлетворительно».

Загрязнение Лыбеди продолжалось и во времена Советской власти, ее «ароматы» заставляли рязанцев и приезжих, проходивших по центру города, зажимать носы. К началу семидесятых годов прошлого века Лыбедь была убрана в бетонные трубы подземных коммуникаций.

Лыбедь в Рязани в 1954 году

Золоча – Солотча

И еще об одной реке, которая связала древнюю Рязань с русским Юго-Западом. Неподалеку от Киева текла река Золоча – левый приток Днепра. Упоминается она в летописях также под названиями Золотча, Золотьча, Золотка. Возможно, название произошло от древнерусского «солот» – топкое, болотистое место. А может быть, ее чистые песчаные берега и впрямь напоминали предкам золото?..

Первый киевский археолог Максим Федорович Берлинский (1764-1848) в своем труде «Краткое описание города Киева, содержащее историческую перечень сего города, также показание достопамятностей и древностей оного» (Киев, 1820 г., 2 части) указывает, что на месте реки теперь Русановский пролив (один из рукавов в русле Днепра). Согласно более поздним исследованиям, исток реки находился на землях современного острова Долобецкого. Устье – сохранившиеся озера-старицы на левобережье Днепра. Одно из них называется по имени реки – Золоча.

Киевская Золоча – река летописная. В 1101 года на ней прошел съезд русских князей и переговоры с половцами, закончившиеся заключением мира. Другое событие относится к 1151 году, когда Юрий Долгорукий, воюя с киевским князем Изяславом Мстиславичем, волоком из Долобского озера переместил свои суда в Золочу и далее в Днепр.

Рязанская Солотча (Солодча), как писал в «Мещёрской стороне» Константин Паустовский, «извилистая, неглубокая река. В ее бочагах стоят под берегами стаи язей. Вода в Солотче красного цвета. Такую воду крестьяне зовут «суровой». На всем протяжении реки только в одном месте к ней подходит неведомо куда идущая дорога, и при дороге стоит одинокий постоялый двор».

Солотча, Рязань

Река Солотча, берущая начало на границе Рязанской и Московской областей, течет по Мещерской низменности и впадает в Солотчинскую старицу Оки рядом с любимым рязанцами поселком, который тоже называется – Солотча. От этих наименований прямо-таки благоухает южнорусской стариной.

И уже совсем трудно спорить с тем, что и название малой рязанской речушки, точнее, еле живого ручейка – Дунайчика – тоже пришло с русского Юго-Запада.

Рязанские реки несут не только широкие, спокойные воды, а и сонную старину, воспоминания о деревянных крепостях, о богатырях, князьях, неведомых чащобах и широких полях, на которых разворачивались битвы за право быть свободными, ставить города на красивых реках, распахивать поля до самого горизонта – и жить широко и вольно…