Первопроходцы полярных станций. К 85-летию начала работы научно-исследовательской дрейфующей станции «Северный полюс-1»

Арктика интересовала людей с древности, а ее магическая точка – Северный полюс – стала центром притяжения человеческих устремлений. Однако, если оставить романтику в стороне, хотя такое вряд ли возможно, говоря о полюсе! – надо отметить: северные земли и моря являются громадной территорией Земли. Это места поселений человека, добычи ценных ископаемых, это водные пути и воздушные маршруты.

Полярный проект

Наверное, самый главный вопрос в Арктике – как погода? От ее изменений зависит ледовая обстановка, а значит и наличие вероятных курсов для транспорта. Отсюда и повышенный интерес к науке об атмосфере и происходящих в ней явлениях – метеорологии. Одним из ее корифеев был человек, происходивший из рязанских дворян – Михаил Александрович Рыкачев (1840/1841-1919). Это выдающийся русский гидрометеоролог, директор Главной физической обсерватории империи.

Михаил Рыкачев

В статье «Генерал погоды», опубликованной в журнале «Морской сборник» (№1, 2016 г.), доктор исторических наук, капитан 1 ранга Валентин Смирнов писал об этом талантливом ученом:

«За 46 лет службы в обсерватории он внес огромный вклад в становление и развитие морской метеорологии и фактически стал основоположником этой науки в России. Он подготовил и опубликовал ряд научных трудов (в основном, в «Морском Сборнике»), которые стали надежным инструментом для развития новой отрасли метеорологии. Рыкачёв руководил деятельностью отделения морской метеорологии, телеграфных сообщений о погоде и штормовых предостережений и стал таким образом создателем системы штормовых предупреждений, действующей в нашей стране и в настоящее время».

Рыкачев и его коллеги внесли огромный вклад в изучение и прогнозирование погодных явлений в Арктике. Однако в тридцатых годах прошлого века этот вопрос встал наиболее остро – многие государства стремились к богатствам Севера.

Северный полюс

В СССР подошли к делу кардинально. Правительство решило создать в районе Северного полюса дрейфующую научную станцию. Ее работники в том числе выполняли бы задачи по проведению метеонаблюдений. В 1931 году советский полярный исследователь, океанолог Владимир Визе писал: «Проект устройства постоянного жилья на дрейфующих льдах Центральной Арктики, казавшийся нелепым в те времена, когда Пири совершал свои удивительные походы к полюсу, теперь, после завоевания человеком воздуха и изобретения радио, стал вполне осуществимым. Станция, воздвигнутая на льдинах Полярного бассейна, вместе со льдом беспрерывно меняла бы свое положение. При помощи радио наблюдатели станции могли бы все время оповещать о своем местоположении, и, таким образом, смена личного состава станции через год и пополнение запасов продовольствия и снаряжения также оказались бы возможными».

План по созданию научной станции на Северном полюсе был утвержден в 1936 году. Руководителем проекта назначили Отто Шмидта. Это советский ученый, математик, астроном, географ. В 1930-е годы его называли «Красным Колумбом».

Отто Шмидт

Подготовка

Экспедицию «СП-1» на Северный полюс готовили в СССР в течение года. Специально шили теплую одежду для полярников, спальные мешки, палатки.

Северный полюс

Андрей Михайлов,  автор статьи «Память», опубликованной в сетевом издании ПРАВДА.РУ (30.05.2012), пишет:

«Готовила экспедицию вся страна. Например, палатку для жилого лагеря создал московский завод «Каучук». Ее каркас был сделан из легко разбирающихся алюминиевых труб, брезентовые стены были проложены двумя слоями гагачьего пуха, резиновый надувной пол также должен был сберечь тепло.

Центральная радиолаборатория в Ленинграде изготовила две радиостанции – мощную на 80 ватт и 20-ваттную аварийную… Все оборудование, начиная от антенны и кончая мельчайшими запасными деталями, было сделано при личном наблюдении Кренкеля, вес радиооборудования укладывался в полтонны.

По специальным чертежам ленинградский Судостроительный завод имени Каракозова построил нарты из ясеня, весившие всего 20 килограммов. Институт инженеров общественного питания приготовил дрейфующей станции обеды на целых полтора года весом около 5 тонн».

Самолеты в Арктике

Перед экспедицией организовывали резервные базы для самолетов. На разведку и уточнение логистики маршрута вылетели первые экипажи. В очерке «Самолеты садились на льдину» знаменитый полярный авиаштурман Валентин Аккуратов писал:

«О. Ю. Шмидт принял мудрое решение: за год до штурма полюса, то есть в марте 1936 года, из Москвы в высокие широты послать звено из двух одномоторных самолетов-разведчиков Р-5 под командованием Героя Советского Союза М. Водопьянова. Командиром второго самолета был назначен один из опытнейших ледовых разведчиков – В. Махоткин. Штурманом звена назначили меня… В этом перелете мы выясняли возможность посадок на льдины, отрабатывали применение астрономической ориентации, изучали работу магнитных компасов в магнитных полях высоких широт. На наиболее северном острове Земли Франца-Иосифа мы выбрали естественную полосу – место для промежуточной базы полюсной экспедиции. Попутно шла проверка экспедиционного снаряжения, обмундирования и питания. Это был первый советский высокоширотный экспериментальный перелет, который проходил по маршруту Москва – Архангельск – Нарьян-Мар – Амдерма – Маточкин Шар – Мыс Желания – бухта Тихая – остров Рудольфа (Земля Франца-Иосифа) – 83°00′ северной широты, 58°00′ восточной долготы… Несмотря на чрезвычайно тяжелые метеоусловия – туманы, неистовые пурги с ураганными ветрами, обледенение машин, отсутствие аэродромов, точных карт, «вранье» компасов, – задание было выполнено».

Кстати, юность Валентин Аккуратов провел в Рязани, работал на обувной фабрике «Победа Октября».

Штурман Аккуратов прокладывает курс

Бросок на полюс

85 лет назад, в мае-июне 1937 года на льдину размером 2х2 км доставили участников экспедиции «Северный полюс-1». Выгрузили и оборудование первой в мире научной полярной станции. Льдина дрейфовала со скоростью около 3 км в сутки.

На дрейфующей станции СП-1

В экспедиции участвовали четверо: начальник станции Иван Папанин, радист Эрнст Кренкель, метеоролог Евгений Федоров, гидробиолог и по совместительству врач Петр Ширшов.

В центре — Папанин

Подробнее о доставке полярников читаем у Валентина Аккуратова:  

«…пароходы «Русанов» и «Герцен», преодолев льды, выгрузили на острове Рудольфа все необходимое для создания базы полюсной экспедиции. Отсюда в мае 1937 года мы доставили на полюс группу отважных папанинцев. Полюсный отряд состоял из четырех четырехмоторных АНТ-6 и двухмоторного АНТ-7. Три АНТ-6 готовились для полета с острова Рудольфа на полюс и высадки на нем персонала станции: начальника И. Папанина, океанографа П. Ширшова, магнитолога-астронома Е. Федорова и радиста Э. Кренкеля. Четвертый планировался как вспомогательный, для доставки груза на остров Рудольфа. Двухмоторный был разведчиком погоды. На острове Рудольфа пурга, туманы, низкая облачность вынудили нас просидеть больше месяца. Только 20 мая, с первым хорошим прогнозом погоды, головная машина командир М. Водопьянов, второй пилот М. С. Бабушкин, штурман И. Т. Спирин, бортмеханик Ф. Бассейн, инженер Н. Морозов, бортрадист С. Иванов — с четырьмя папанинцами, кинооператором М. Трояновским и начальником экспедиции О. Ю. Шмидтом на борту стартовала к полюсу… Через семь часов радиосвязь с ними прекратилась… Что с самолетом? Только через сутки Кренкель вышел в эфир и сообщил, что все в порядке, сели благополучно. Льдину выбрали в 40 км за полюсом. Связи не было, так как рация самолета вышла из строя. Пришлось ждать, пока Кренкель развернет свою. Через несколько дней мы «получили» от Кренкеля хорошую погоду и по решению командования стартовали остальные самолеты, в том числе и «запасной», поскольку весь груз основные самолеты поднять не смогли».

(В. Аккуратов, очерк «Самолеты садились на льдину»).

Интересно, что штурман Валентин Аккуратов, которого мы по праву можем назвать рязанцем, во время экспедиции изобрел новый метод навигации самолетов в Арктике!

Папанинцы

Почетный полярник, журналист и кинематографист Владимир Стругацкий, лично знавший Аккуратова, написал очерк по воспоминаниям знаменитого штурмана «Впереди – ледовая разведка». Вот его фрагмент:

«Когда высаживали папанинскую четверку, самолет Мазурука и Аккуратова, заблудившись в хаосе ледяных полей, совершил посадку в стороне от станции. На борту было снаряжение, приборы, без которых бессмысленным был бы дрейф. Как найти станцию, как узнать, куда лететь, когда всюду юг, когда вокруг сходятся земные меридианы? Ведь магнитные компасы в тех местах, как шутили летчики, скорее показывали цену на дрова, чем правильный курс. Тогда еще никто не знал, как ориентироваться в высоких широтах…

…А если представить, что они сидят не у полюса, а где-то у экватора, и что меридианы параллельны? Ведь полюс – точка условная. Его придумал человек. Надо же было куда-то «спрятать» пучок меридианов, вот и «спрятали» на полюсах… Если эту условную точку вынести за пределы земного шара? Тогда все меридианы будут параллельны.

Придуманная Аккуратовым система условных меридианов позволила появиться на полюсе северу, югу, востоку, западу. Этот метод дал возможность не только точно находить полюс, но и точно выбирать направление, вылетая от полюса… Применяется он и до сих пор. Пригодился метод не раз и самому Аккуратову».

Работа дрейфующей полярной станции

С первого дня работы станции «Северный полюс-1» начались плановые гидрографические исследования и метеорологические наблюдения. Однако вскоре льдину стало относить на юг. Стало понятно, лед движется от Северного полюса в Гренландское море.

Палатка полярников

«Но чем дальше дрейфовала льдина в сторону Гренландии, тем сложнее становилось работать папанинцам. В январе 1938 года уменьшение ледового поля стало угрожающим. А утром 1 февраля Папанин сообщил: шторм разорвал льдину, оставив экспедиции обломок 300 на 200 метров, лишив «СП-1» двух баз и технического склада. Вдобавок трещина образовалась и под жилой палаткой» (АиФ: 21.05.2014, автор: Андрей Сидорчик).

Льдина разрушается

Вскоре папанинцам пришлось дать радиограмму тревожного содержания:

«В результате шестидневного шторма в 8 утра 1 февраля в районе станции поле разорвало трещинами от полкилометра до пяти. Находимся на обломке поля длиной 300, шириной 200 метров. Отрезаны две базы, также технический склад… Наметилась трещина под жилой палаткой. Будем переселяться в снежный дом. Координаты сообщу дополнительно сегодня; в случае обрыва связи просим не беспокоиться».

Радист Эрнст Кренкель

Полярников пришлось срочно спасать. 19 февраля 1938 года к «СП-1» подошли ледоколы «Таймыр» и «Мурман». В считанные часы лагерь свернули. Радист Эрнст Кренкель передал последнюю радиограмму с «СП-1»:

«В этот час мы покидаем льдину на координатах 70 градусов 54 минуты нордовой, 19 градусов 48 минут вестовой и пройдя за 274 суток дрейфа свыше 2500 км. Наша радиостанция первая сообщила весть о покорении Северного полюса, обеспечила надежную связь с Родиной и этой телеграммой заканчивает свою работу».

15 марта 1938 года участники экспедиции прибыли в Ленинград, где их ждала торжественная встреча. Всем четверым полярникам, работавшим на дрейфующей станции, присвоили звание Героев Советского Союза. С «СП-1» началась история советских и российских дрейфующих полярных станций, которая продолжается и по сей день.

Встреча папанинцев в Москве

Итоги работы станции «СП-1»

За 274 дня станция преодолела более 2,5 тысячи километров. Участники провели глубокие исследования и получили уникальные научные данные о метеорологическом и гидробиологическом состоянии Северного полюса.

Ледоколы «Мурман» и «Таймыр»

На основании данных экспедиции и полученного опыта в Советском Союзе приняли программу организации дрейфующих станций на Северном полюсе. После высадки на Северном полюсе исследователи сделали множество открытий. Ежедневно они отбирали пробы грунта, измеряли глубины и скорость дрейфа, определяли координаты, вели магнитные измерения, гидрологические и метеорологические наблюдения.

Герои СП-1

Кстати говоря, СССР не только окупил все расходы на станцию, но даже заработал на этом проекте. Дело в том, что режиссер Марк Трояновский, входивший в состав экспедиции, за дни, пока на льдине возводился базовый лагерь станции, снял фильм, получивший название «На Северном полюсе». Ленту продали за валюту во многие страны мира. Она вызвала небывалый ажиотаж, принеся советской казне большую прибыль.

Оператор Марк Трояновский

Романтический подарок Арктики

В завершение расскажем о загадочной находке, которую сделали в 1937 году летчик Мазурук и штурман Аккуратов. Они обеспечивали логистику станции «Северный полюс — 1» и жили на острове Рудольфа (архипелаг Земля Франца-Иосифа).

Илья Мазурук

Однажды весной Мазурук и Аккуратов увидели на горизонте обледенелое парусное судно. И, конечно же, решили срочно вылететь к нему! Однако, в это время опустился туман. И взлететь самолет смог только через 10 дней. Судна-призрака авиаторы больше не видели…

«Святая Анна»

Приводим воспоминания Валентина Аккуратова:

«Зимуя в 1937/38 году на острове Рудольфа, когда мы с летчиком И. П. Мазуруком после высадки папанинцев на Северном полюсе были оставлены для страховки их дрейфа, в руинах стоянок итальянской и американской экспедиций герцога Амедея Абруцкого и Болдуина-Фиалы мы обнаружили необычную находку. Дамскую лакированную туфельку! На внутренней лайковой подкладке в золотом клейме была надпись: «Поставщик двора его Императорского Величества: Санкт-Петербург». В названных экспедициях женщин не было.

Не принадлежала ли эта модная туфелька Ерминии Жданко (участница полярной экспедиции Георгия Брусилова на шхуне «Святая Анна»). Может быть, Брусилов, зная о запасах продовольствия на острове, вышел к нему, потом отправился дальше на юг, на мыс Флора, наиболее часто посещаемый кораблями, но в пути все погибли?».

Так Север напомнил о загадочно пропавшей экспедиции Брусилова, судьба которой до сих пор неизвестна. Напомним, именно Брусилов и его шхуна «Святая Анна» угадываются на страницах романа Вениамина Каверина «Два капитана». Арктика чтит своих героев и тайны их хранит надежно…

Вот список участников авиационного отряда экспедиции «Северный полюс-1»: полярные летчики Герой Советского Союза В. С. Молоков, А. Д. Алексеев, П. Г. Головин, И. П. Мазурук, М. С. Бабушкин, Г. К. Орлов, М. И. Козлов, Я. Д. Мошковский, Л. Г. Крузе; штурманы И. Т. Спирин (флаг-штурман), В. И. Аккуратов, А. С. Волков, А. А. Ритсланд и Н. М. Жуков; бортмеханики Ф. И. Бассейн, В. Л. Ивашина, П. П. Петенин и другие. Главным инженером экспедиции был утвержден В. Н. Гутовский, старшим синоптиком — Б. Л. Дзердзеевский. В состав экспедиции входили представители авиационных заводов, представители прессы, кинооператор М. А. Трояновский. Всего в экспедиции участвовало 43 человека.