Первую встречу музейного абонемента «Немые свидетели» провели сотрудники РИАМЗ
19 ноября в Музейном центре имени Солженицына стартовал лекторий абонемента «Немые свидетели». Его подготовил Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник. Подобный формат работы музей представляет рязанцам впервые.
В этом сезоне таких циклов встреч два – один посвятили музейным предметам, второй, «Персонариум»,– знаменитым людям, чья жизнь связана с Рязанским краем.
Виталий Попов, директор РИАМЗ:
«Абонемент «Немые свидетели» открывается первым. Сегодня мы будем говорить о Рязанских кладах. Далее речь пойдет о японском мече, о народном рязанском костюме и о берестяной грамоте.
Формат встречи очень необычный. У нас будут выступать «внутренние» эксперты, сотрудники музея-заповедника, а также «внешние» эксперты. Это специалисты, которые работают по данной теме. Некоторые из них приедут из других городов. Каждую встречу будет завершать концертная или театральная программа».
Уникальные находки
Елена Буланкина, заведующая сектором изучения и музеефикации городища «Старая Рязань» РИАМЗ, рассказала о том, как в первой половине XIX века крестьяне из Старой Рязани случайно нашли бесценный клад ювелирных украшений, о том, какова была история последующих находок на городище. Гости лектория узнали, как носили колты, подвески, наручни, шейные украшения – ученые устанавливали это, находя подтверждения на иллюстрациях старинных книг, на фресках. На многих ювелирных украшениях можно разглядеть искусно выполненные изображения – эксперт рассказала, как их можно «прочитать». Елена Владимировна отметила, что, выбирая тему первого занятия абонемента, сотрудники музея решили следовать хронологическому принципу. А кроме того – украшения, найденные на городище Старой Рязани, действительно великолепны.
Игорь Стрикалов, руководитель Старорязанской археологической экспедиции, говорил о том, как развивались археологические исследования в Старой Рязани. В этом году исполняется 200 лет, как там начались первые раскопки, – и археологи исследовали всего лишь не более 7 процентов городища! Раскопки позволяют установить, как росла и расширялась Старая Рязань, как выглядели ее постройки. Понять это помогают в том числе и клады. Подавляющую их часть, если не все, спрятали в 1237 году, во время нашествия Батыя. Расположение кладов указывает, где находились наиболее богатые усадьбы. Кстати, ни в XIX, ни в XX веке не верили, что подобные шедевры ювелирного искусства могли создать не в Киеве или Чернигове, а в «каком-то захолустье». И только в 2013 году, когда в Старой Рязани нашли «Клад ювелира» (клад № 17), археологам удалось доказать, что авторство изящных и сложных в изготовлении украшений принадлежит все же местным мастерам.
Ювелир Иван Ягодкин воссоздает серебряные и золотые украшения, найденные в кладах на Старой Рязани. Он рассказал о мастерстве рязанских ювелиров домонгольского периода.
Иван Ягодкин:
«Украшения, найденные в Старой Рязани, уникальны. Рязанские мастера владели технологиями и Запада, и Востока. Мастеров такого уровня, что создали княжеские бармы из Старой Рязани, в Древней Руси мы пока не знаем».
Гости лектория могли посмотреть украшения, созданные Иваном и Ириной Ягодкиными, тут же, в мини-экспозиции в конференц-зале Музейного центра Солженицына.
В завершение встречи выступил народный ансамбль гуслей звончатых «Гудьба» (руководители Анастасия Бодрова и Олег Обатуров).
Игорь Стрикалов:
«Сегодняшний лекторий – прекрасная форма соединения науки, экспериментальных опытов и искусства. Я окончательно сегодня убедился, что музеи не умрут никогда. Музей это та точка, где культура, искусство, наука соединяются воедино.
Почему бесценно изучение предметов? Задача археолога – перевести на человеческий язык ту информацию, которую хранят древние предметы. Рязанский клад 1822 года дал толчок для развития русской археологии. Да и каждый последующий клад становился «локомотивом», который двигал науку. Клад – это огромное количество самой разнообразной информации. Это и ювелирное искусство – как все это делали, как носили. Почему его спрятали – ведь каждый клад это человеческая трагедия. Очень много пластов и уровней информации можно извлечь из клада. Поэтому клады – это важнейшая составляющая научного знания, культуры, искусства. Старорязанский клад – это наше все».
Напомним, встречи по музейному абонементу продолжатся. Можно выкупить абонемент целиком, либо купить билет на одно занятие. Действует «Пушкинская карта». Подробнее о расписании лекториев можно узнать на сайте РИАМЗ.
Галерея не выбрана или была удалена.