Первый православный святой Америки. К 270-летию Германа Аляскинского

История Русской Америки, начавшаяся с достижения северо-западных территорий континента экспедицией Беринга–Чирикова в 1741 году, насчитывает 126 лет. В 1867 году Указом Государя Александра II Николаевича Аляска и прилегающие острова, входившие в состав американских колоний империи, были проданы США.

Однако, несмотря на относительно недолгий срок существования, Русская Америка дала отечественной и мировой истории немало примеров истинного служения Родине. Подвиг духовный, подвижнический также имел место в заокеанских колониях России, а просветительские деяния священнослужителей, вошедших в состав первой православной миссии, направленной на Аляску, остаются легендой в тех местах и поныне. Наиболее известен среди них монах Герман (1751–1836).

«Он все претерпел, все вынес – суровую природу, крутой нрав первых здешних правителей, вольницу мореходов, охотников и торговцев, монашеское одиночество. Платой за все была искренняя любовь к нему «обращенных язычников». Сам Герман был воплощением человеколюбия и готовности всем помогать, сам умел плотничать, ловил рыбу, пилил дрова, пек хлеб для кадьякского поселения. Герман прожил тут дольше, чем кто-либо другой из русских, – сорок три года. До конца дней монах был защитником простого люда, и местного, и пришлого: лечил, советовал, чем мог, одаривал, устроил приют для сирот». Так написал об отце Германе знаменитый журналист Василий Михайлович Песков в своей книге путевых очерков «Аляска больше, чем вы думаете».

Миссионеры в лодке

В «Православной энциклопедии» под редакцией Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла о Германе, в частности, сказано: «Впервые сведения о житии и почитании Германа были напечатаны в Валаамском монастыре в 1868 г. В 1936 г. архимандрит Герасим (Шмальц) открыл святые мощи старца и положил их в специально построенной небольшой часовне. 9 августа 1970 г. на острове Кадьяк в соборе Воскресения Христова Митрополит всей Америки и Канады Ириней (Бекиш) в сослужении сонма архиереев совершил торжественное прославление Германа в лике равноапостольных святых…»

Так кто же он, святой преподобный Герман, первый православный святой целой части света? Откуда родом? Как попал в Валаам, а затем и в Русскую Америку?

Приводим выдержки из доклада старшего научного сотрудника Рязанского музея путешественников Николая Семеновича Попова, сделанного на заседании Круглого стола «230-летие основания первых русских поселений в Америке и 220-летие становления Православия в Америке» в Институте всеобщей истории РАН (Москва. 26 ноября 2014 г.).

Старый Кадом

«Главный специалист отдела этнографии народов Америки Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого Сергей Анатольевич Корсун в 2003 году в Центральном государственном историческом архиве (г. С.-Петербург) обнаружил ряд документов, копии которых предоставил Рязанскому музею путешественников. В архивном деле № 407 от 12.10.1782 г.: «По доношению синодального члена преосвященного Новгородского о пострижении находящихся в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре» Гавриил, епископ Новгородский, сообщает Святейшему Правительствующему Синоду о пострижении в монахи Валаамского монастыря бывшего подканцеляриста Кадомской воеводской канцелярии Егора Иванова сына Попова […]. Позднее епископ Новгородский Гавриил сообщает в Синод, что 1 ноября 1782 г. Попов был пострижен и получил в монашестве имя Герман.

Из этих документов следует, что Герман Аляскинский до пострига носил имя Егор Иванович Попов. Ему к тому времени исполнился 31 год. Это значит, что Е.И. Попов родился в 1751 г.» 

По мнению Николая Семеновича Попова, обнаруженные С.А. Корсуном документы практически раскрыли тайну монаха Германа.  Более двух столетий мирское имя святителя Аляски было неизвестно. Сегодня не остается сомнений в том, что валаамский монах Герман, отправившийся в 1794 году в составе православной миссии в Русскую Америку, и бывший кадомский подканцелярист – один и тот же человек.

Русское поселение на Аляске

Еще в XIX веке об отце Германе говорили как о подвижнике, просветителе коренных жителей Аляски. В 1894 году вышло издание Синодальной типографии С-Петербурга «Жизнь валаамского монаха Германа, американского миссионера». Очень интересно читать старинные строки, исполненные большого уважения к подвигу миссионеров. Приведем небольшие фрагменты с сохранением орфографии издания XIX века.

«Съ открытіемъ острововъ* обнаруживалась священная необходимость – просвѣтить свѣтомъ Евангельскимъ дикихъ ихъ обитателей. Для этого святого дѣла, по благословенію Святѣйшаго Сѵнода, высокопреосвященный митрополитъ Гавріилъ поручилъ старцу Назарію избрать способныхъ людей изъ братіи Валаамской.

Избрано было десять человѣкъ, въ числѣ ихъ и о. Германъ. Въ 1794 г. отправились избранники изъ Валаама къ мѣсту ихъ великаго назначенія…»

*(Прим.: речь идет о русской колонии в Америке.)  

О мудрости и чудесном даре прозрения о. Германа, поселившемся на Еловом острове, знала вся Русская Америка, факты пророчеств и сбывшихся предостережений святого зафиксированы документально.

Остров Еловый в XIX веке

В «Жизни валаамского монаха Германа, американского миссионера» говорится о целом ряде таких случаев. Приведем наиболее характерный: «На Еловомъ островѣ сдѣлалось наводненіе. Жители въ испугѣ прибѣжали къ старцу: тогда онъ взялъ изъ дому своихъ воспитанниковъ икону Божіей Матери, вынесъ, поставилъ ее на лайдѣ (отмели) и сталъ молиться. По молитвѣ, обратясь къ присутствующимъ, сказалъ: «Не бойтесь, далѣе этого мѣста, гдѣ стоитъ святая икона, не подойдетъ вода».

Слово старца исполнилось.

А вот некоторые выдержки из духовных наставлений самого Германа Аляскинского. Простые, прямые и не содержащие разночтений, они четко характеризуют автора как подлинного праведника.

Часовня на острове Еловом

«Истинного христианина делают вера и любовь ко Христу. Грехи наши нимало христианству не препятствуют, по слову Самого Спасителя. Он изволил сказать: «Не праведные приидох призвати, но грешныя спасти». Радость бывает на небеси о едином кающемся более, нежели о девяти-десяти праведниках. Также о блуднице, прикасающейся к ногам его, фарисею Симону изволил говорить: имеющему любовь многий долг прощается, а с не имеющего любви и малый взыскивается.

Сими рассуждениями христианин должен приводить себя в надежду и радость и отнюдь не внимать наносимому отчаянию; тут нужен щит веры.

Грех любящему Бога не что иное, как стрела от неприятеля на сражении. Истинный христианин есть воин, продирающийся сквозь полки невидимого врага к небесному своему отечеству…

Мы, странствуя в путешествии сей жизни, призывая Бога в помощь, должны […] одеваться в новые желания, в новую любовь будущего века, и чрез то узнавать наше к небесному отечеству приближение или удаление; но скоро сего сделать невозможно, а должно следовать примеру больных, которые, желая любезного здравия, не оставляют изыскивать средств для излечения себя».

Проповедь коренным жителям Аляски

В интервью корреспонденту христианской православной газеты Севера России «Вера – Эском» Михаилу Сизову исследователь жизни и наследия Германа Аляскинского,  кандидат исторических наук Сергей Корсун подчеркивает: «Да, Герман творил настоящие чудеса и радел за местное население, что привлекало людей. Но специально он к этому не стремился… Надо заметить, что миссионеры трудились самоотверженно и на своем пути крестили тысячи аборигенов. Но поначалу это было формальное крещение, ведь наши отцы местного языка еще не знали и не могли объяснить суть православного учения. Настоящая миссия началась позже, когда почва была подготовлена, в том числе молитвенными подвигами прп. Германа».

Отдельно надо сказать, что в ходе экспедиций рязанских исследователей под руководством Героя России, почетного полярника, почетного гражданина г. Рязани Михаила Георгиевича Малахова был собран большой фактический материал о наследии Русской Америки. Он доказывает, что и сегодня, в XXI веке, память об отце Германе живет в сердцах коренных жителей Аляски. Они почитают святого, как истинного духовного отца их земли!

Мощи и вериги св. Германа на Кадьяке

Это ли не самая большая награда за праведные труды святого преподобного Германа Аляскинского? И наша общая задача – хранить память о великом просветителе, родившемся на Рязанской земле.

Остается добавить, что в Рязанской области Постановлением регионального правительства 2021 год объявлен Годом Германа Аляскинского. Учрежден памятный знак губернатора Рязанской области «270 лет со дня рождения Германа Аляскинского». В частности, им награждаются граждане за добросовестную работу и высокие результаты, достигнутые в различных областях трудовой деятельности; за образцовое исполнение гражданского, служебного, воинского долга; за большую благотворительную деятельность на территории Рязанской области; за активную общественную деятельность и другие достижения.