Портал Госуслуг запустит новые суперсервисы

Портал Госуслуг запустит новые суперсервисы. Об этом в интервью «Аргументам и фактам» рассказал зампред федерального правительства Дмитрий Чернышенко.

«Суперсервис — это комплекс нескольких услуг, которые требуются человеку в конкретной жизненной ситуации: при поступлении в вуз, оформлении материнского капитала и т. д. С помощью суперсервиса вы сможете решить насущные вопросы и получить нужные услуги «в один клик», без сбора бумажных документов и посещения учреждений, – рассказал вице-премьер. – Один из примеров — суперсервис «Поступление в вуз онлайн». В прошлом году через этот суперсервис было подано 70 тысяч заявлений. В нынешнем году вузов будет уже 113, и каждый год их число будет расти. Впереди масштабирование суперсервиса на все российские вузы».

При этом, по словам вице-премьера, развитие сервисов электронных услуг и документов не отменяет бумажных. Возможность лично посещать государственные учреждения, получать в них услуги и бумажные документы никуда не исчезла.

«Подчеркну: получение государственных и муниципальных услуг в электронном виде является правом, а не обязанностью человека», – отметил Чернышенко.

Также вице-премьер рассказал о внедрении электронных паспортов.

«Электронный паспорт — это пластиковая карта формата обычной банковской карточки. На ней будут фотография владельца, его ФИО и дата рождения. Карта будет содержать электронный носитель информации, он нужен для хранения персональных и биометрических данных человека, включая изображение лица, отпечатки пальцев и адрес регистрации. По желанию вы можете установить на свой смартфон приложение — мобильный идентификатор гражданина. Его нужно будет активировать в биометрической кабине, которая есть в МФЦ. После активации приложение будет выполнять все функции паспорта, и вы сами сможете управлять доступом к данным в зависимости от ситуации — при получении посылки в почтовом отделении, при покупке авиа- и ж/д билетов и так далее, – рассказал Чернышенко. – Электронный паспорт будет использоваться на территории России наравне с бумажным, его оформление исключительно добровольное. Но после получения электронного паспорта бумажный будет считаться недействительным. С 1 декабря 2021 г. такой паспорт смогут оформить и получить жители Москвы. В регионах услуга появится позднее — в середине 2023 г.

Электронный паспорт станет единым ключом ко всем актуальным сведениям, которые могут потребоваться гражданину. При желании человек сможет привязать к паспорту свою электронную подпись, это даст ему возможность удалённо подписывать документы и идентифицировать себя».

А вот электронные трудовые книжки уже стали реальностью.

« Электронная трудовая книжка появилась в России с 1 января 2020 года, – напомнил вице-премьер. – Это новый формат документа, хорошо знакомого всем работающим гражданам. Она обеспечивает им постоянный и удобный доступ к информации о своём трудовом стаже. Переход к новому формату трудовой книжки опять же добровольный и позволяет сохранять бумажную книжку столько, сколько это необходимо. Электронная трудовая книжка не предполагает физического носителя, она существует только в цифровом формате. Посмотреть сведения из неё можно в личном кабинете на портале Госуслуг, в том числе в мобильном приложении.

У электронной книжки на самом деле много преимуществ. В неё нельзя вписать ошибочную или юридически неверную информацию — все записи можно внести только по строго унифицированному образцу. Она упрощает процесс трудоустройства на дистанционную работу: вы можете выслать работодателю всю информацию о своём трудовом стаже по электронной почте, такую выписку легко запросить в личном кабинете на Госуслугах. Пенсию с электронной трудовой книжкой тоже оформить легко, не нужно будет нести в Пенсионный фонд дополнительные документы — там сами соберут всю необходимую информацию по вашему лицевому счёту. Эта информация хранится на ресурсах ПФР, и риск её утраты оттуда намного ниже, чем риск утраты бумажной трудовой, которая может потеряться или сгореть».

По словам Чернышенко, одна из целей запуска электронных сервисов – дебюрократизация. Использовать персональные данные граждан правительство при этом не собирается.