«Приключение длиной в 11 лет». Интервью с полярным мореплавателем Вячеславом Мелиным

Рязанский путешественник Вячеслав Иванович Мелин официально стал первым россиянином, совершившим путешествие вокруг Северного полюса на парусной яхте. Его имя занесли в Книгу рекордов России. Наш земляк был постоянным членом международного экипажа легендарной парусной яхты DAGMAR AAEN (Дагмар Эн), которая впервые в мире совершила плавание вокруг Северного полюса.

Отважным мореходам покорились Северо-Западный проход и Северный морской путь. Они могли не раз погибнуть во льдах, их экспедиция прерывалась и возобновлялась снова, однажды пришло отчаяние и решение прекратить плавание… И только благодаря рязанцу Мелину, который был радистом на яхте, капитан Дагмар Эн принял решение продолжить экспедицию, и маршрут полярного проекта «Ледовое плавание» удалось успешно замкнуть.

Вот имена постоянных участников экспедиции, все годы остававшихся верными своей мечте – капитан Арвед Фукс (Германия), Бригитте Эллерброк (Германия), Генрик Вольски (Польша) и Вячеслав Мелин (Россия). Они вошли в историю Арктики как первые путешественники, которые обошли вокруг Северного полюса под парусом.

Интервью с Вячеславом Мелиным мы записали в марте 2022 года.

«Марш обреченных»

– Вячеслав, у тебя в руках книга, на обложке которой изображена маленькая яхта в бескрайних арктических льдах. Наконец-то вышло подробное описание хождения на «Дагмар Эн» вокруг Северного Полюса?

– Это моя книга «Вокруг Северного полюса на парусной яхте». Я, разумеется, не самый великий писатель (смеется), поэтому постарался рассказать о нашем плавании просто, доступно и подробно. Кажется, именно так и получилось. Самым главным для меня было ничего не забыть. Все-таки экспедиция длилась более десятка лет. Столько членов экипажа яхты сменились, люди приезжали, уезжали… Но «железная четверка», как нас называли, все же удержалась.

Постоянный экипаж яхты

– Как возникла идея – обойти вокруг Северного полюса на крошечной четырехместной деревянной яхте?! Напоминает арктический «марш обреченных».

– И тем не менее – только на яхте! Поясню: на Северный полюс ходили и пешком, и на ледоколе, и на подлодке, на дирижабле, на самолете… Повернуться негде! Вот немецкий путешественник, опытный полярник Арвед Фукс решил пойти не на сам полюс, а обогнуть его по окружности, пройдя легендарными проходами – Северо-Западным сквозь канадский ледовый лабиринт, и нашим – Северо-Восточным, известным как Севморпуть.

– В Северо-Западном проходе погибло много иностранных моряков, а на курсах вдоль российской арктики – много наших… И тут вы на маленьком паруснике. Не страшно было?

– Мне было все равно, лишь бы в Арктику! Я для этого и стал радистом, чтобы попасть на Север. Романтика Джека Лондона, Юрия Рытхэу, Владимира Санина… Коротко говоря, Север позвал меня, и я откликнулся. Работал в полярных условиях, а потом узнал о проекте Арведа Фукса.

В Северном Ледовитом океане

«Подрался с будущим Героем России?!»

– Как ты познакомился с Арведом Фуксом?

– Началось с того, что я учился в рязанской школе №1 вместе с Михаилом Малаховым – впоследствии Героем России, Почетным полярником, путешественником и прочая, и прочая… Мы учились в параллельных классах, и уже тогда было ясно, что Малахов станет известным человеком!

– Что, был зазнайкой?

– Да ты что?! Наоборот, просто стремился во всем стать лучшим. Таких школьников вообще мало было – и сейчас не больше. Причем, в нашем мальчишечьем понимании то, что ты отличник, это еще не все! Каков ты «на кулачках» – вот что важно!

– И что, ты подрался с будущим Героем России?!

– Нет! Михаил и физически был развит так, что дай Бог каждому! Например, на школьном турнике подтягивался больше всех. Однажды попросил меня повиснуть у него на плечах – и подтягивался вместе со мной! С таким очень не хотелось иметь стычки… Обозвать его и убежать тоже было невозможно – он и в легкой атлетике был первым, и на лыжах бегал здорово! Догонит на раз-два! Да и не конфликтный он, просто характер лидерский. Потом Михаил стал заниматься арктическими проектами, завел большие знакомства среди путешественников и исследователей, ходил в международные экспедиции в качестве врача. А я, как ты помнишь, в это время работал радистом в Арктике. Потом Михаил познакомился с Арведом Фуксом, который как раз просчитывал маршрут для прохождения по северным водам СССР.

Арвед Фукс

– В рамках проекта «Ледовое плавание»?

– Да, конечно. Арвед обратился к Малахову за помощью – надо было контактировать с Севморпутем, решить вопросы прохода яхты, преодолеть бюрократические препоны, договориться с пограничной службой… В общем, работа большая. Михаил согласился, стал координатором проекта. Но Арведу был нужен и человек на борту, который знал бы языки, уверенно говорил по-русски, мог бы решать вопросы с местной администрацией, закупать продовольствие и горючее так, чтобы не обсчитали (смеется)! Михаил меня и рекомендовал. Так я стал радистом в экипаже «Дагмар Эн». Экспедиция началась в 1991 году.

«Я был счастливым «рабом на полярной галере»!

– Сразу стал постоянным членом экипажа или планировал смениться?

– У нас на яхте было много моряков. В проекте приняли участие ребята из Германии, Дании, Норвегии, Чехии, Польши, Исландии, Канады, США, Австралии, Египта… Приедут, пройдут часть маршрута, потом сме́нятся. Они, западники, люди денежные и могли себе это позволить. А я как заступил радистом, так и сидел на маршруте безвылазно! Но мне очень нравилось это арктической приключение. Да что там нравилось – я был просто счастлив! Это же уникальный проект, единственный в мире. «Если он успешно завершится – то равного ему плавания еще долго не будет в мире», – думал я тогда. И оказался прав.

– То есть, ты был рабом на галере?

– Я был счастливым вынужденным рабом на нашей «полярной галере»! Сбывалась моя мечта об арктической экспедиции, которую еще никто в мире не совершал!

– У вас в экспедиции были большие трудности. Она длилась 11 лет, это целый этап жизни. Почему?

– На 99% виной тому бюрократические препятствия! Увы, чинили их российские чиновники… Заполярье – это и порты, и военные базы, везде нужны разрешения, и дают их с огромным трудом. А чаще и не дают вовсе. Кое-как мы дошли до Игарки (город-порт в Туруханском р-не Красноярского края РФ), перезимовали, потом получили разрешение идти на Диксон (поселок в Красноярском крае, самый северный порт России). С большим трудом мы пробились через льды – и снова встали. Причина – нет разрешения от Севморпути… Месяц стоим на Диксоне, ждем. В августе разрешение пришло, а в Арктике уже началась зима! В сентябре здесь уже образуются льды, да и в целом 1992 год был исключительно ледовитым. Северные моряки-волки говорили, что такого давно не было. Так что прошли тогда совсем немного.

Порт Диксон зимой

– Как же вы на малой яхте пробирались по льдам?

– Тактика простая. Существует так называемая арктическая полынья: это когда в навигацию взламывается припайный лед вдоль берегов. Ширина полыньи от 5 до 20 км. Пока она не замерзла, нужно успеть пройти маршрут! При этом есть очень узкие места – в проливе Вилькицкого, в море Лаптевых, у Новосибирских островов, у мыса Дежнева… Они словно захлопываются, как только понижается температура воздуха. Сегодня еще можно идти, а завтра уже сплошной лед. Вот и 5 сентября 1992 года вокруг Дагмар Эн стал нарастать лед. Пришлось на всех парах убегать в Норвегию, еле-еле успели, проламывали ледовое сало (густой слой мелких ледяных кристаллов на поверхности воды, форма морского льда)…

«По знаменитому Северо-Западному проходу…»

– То есть, Севморпуть вам не покорился. Что было дальше?

– В следующем, 1993 году, Арведу Фуксу пришла информация из Аляски – ожидается хорошая ледовая обстановка. Можно пробиться к Чукотке по знаменитому Северо-Западному проходу. Тому самому, где в разные века погибли столько кораблей и моряков… Мы рискнули – из Норвегии пошли на запад к Гренландии, а потом и Канаде.

– И как там, в Канаде, обстояли дела с бюрократией?

– Канадские пограничники, конечно, нас сразу же поймали. Арвед им все объяснил – мы энтузиасты, идем на деревянной яхте вокруг Северного полюса, сейчас намерены продвигаться по Северо-Западному проходу, где раньше все тонули… Канадские погранцы покрутили пальцами у виска, но разрешили идти!

– Первым по Северо-Западном пути прошел Амундсен?

– Да, в 1906 году, в три навигации! Но он не знал куда идти, там же лабиринты островов. Мы шли по уже пробитому, известному маршруту, обозначенному на картах. Но не получилось, уперлись во льды! Пошли по альтернативному маршруту – та же история. Мы опечалились, но в это время поступила радиограмма: классический маршрут опять свободен ото льда! Надо спешить! Мы бросились по прежнему маршруту, держали пальцы скрещенными – и прошли Северо-Западом достаточно быстро. На Аляске яхту донимали шторма, но это уже было несущественно. Осели на зимовку в Дачхарборе (порт США в заливе Уналашка, на острове Амакнак, Алеутские острова), с яхты просматривался Берингов пролив. Это был 1993 год…

Яхта «Дагмар Эн»

«В ледовом капкане»

– Теперь оставалось пройти со стороны Аляски Северо-Восточный путь?

– Да! Но в следующем, 1994 году, опять наши родные российские клерки не пускали Дагмар Эн по Севмору. Мы дошли до Чукотского моря, где оказались в ледовом капкане.

– Что это означает?

– Нас целиком и полностью обложило льдом! Мы вызвали канадский ледокол, но он не смог к нам пробиться. В Чукотском море началась сплошная ледовая мясорубка. Лед наползает, скрежещет, идет как поверху, так и под яхту. Я там впервые испугался! Если где-то можно спуститься на лед и уйти на берег, то по таким агрессивным льдам это сделать невозможно! Если лед начнет наползать на палубу, то срежет все как фрезой!

– Что же вы сделали в этой ситуации?

– Мы слушали, что кричит сквозь яростный ветер наш ледовый лоцман! Его мы ранее взяли на берегу, так положено. У нас был лоцманом бывший капитан ледокольного флота Анатолий Нинилин. Я слышу – он кричит по-английски Арвиду: «Пять минут! Нам осталось пять минут!».

– Он отмерял яхте пять минут жизни?

– Да, яхте и нам всем! Но Арвид ответил: еще посмотрим! И вправду, после тяжелейшей борьбы со льдами нам удалось вырваться. Потом я спросил у Анатолия – почему ты сказал про пять минут? Он ответил: «Я думал, что у вас металлическое судно, а яхта оказалась деревянной! Она выдерживает напор, пружинит бортами. Была бы металлическая, то смялась бы, как бумага, и пошла ко льду. А Дагмар Эн все время выдавливалась на поверхность…

«Дагмар Эн» во льдах

– Яхта словно дышала?

– Да, именно так! Эта ледовая «давилка» закончилась через относительно короткое время. Мы остались живы! Нинилин сказал – в это невозможно поверить, но так случилось! Мы потом, когда опасность миновала, подняли тост за датских корабелов, построивших яхту. Ей же к времени начала экспедиции исполнилось порядка 70 лет! Правда Арвид полностью отремонтировал Дагмар Эн перед плаванием.

«В Русскую Арктику я больше не вернусь!»

– Вновь о плавании. Куда вы пошли после того, как вырвались из ледового плена?

– Опять пошли на Аляску. Тогда Арвед сказал: «Я больше с русскими клерками тягаться не буду. Льды пройти гораздо легче, чем их. В Русскую Арктику я больше не вернусь!». И действительно, был, например, такой случай. Приходят к нам таможенники – есть оружие? Арвед – да, как же в Арктике без ружья? Таможня – все изымаем! У вас нет металлического ящика для хранения ружья! И опять тягомотина по согласованию действия. А время-то идет… В другой раз пришли на судно чиновники – есть у вас карты? Мы – да, есть. Они посмотрели и опять – изымаем! Мы – почему? Они – это немецкие карты, а нужны ваши российские! Арвед: ноу проблем, мы купим. Сколько стоят карты? А они – у нас таких карт в наличии нет! Вот после таких и многих других случаев капитан Фукс и разочаровался в дальнейшем плавании.

Неподалеку от Мурманска

– И, насколько мне известно, пошли долгие годы ожидания. Безнадежные, надо сказать, годы…

– Да, поначалу казалось, что экспедиция не состоялась. Столько трудов, столько риска, столько усилий и надежд… И все прахом! Мы с Арведом связывались по телефону много-много раз. Вплоть до 2001 года он отвечал – нет, Слава, не пойду в Русскую Арктику! Я его убеждал, говорил о том, что в России многое изменилось, другие люди, другие правила… Он был непреклонен. И тогда я решился на крайний шаг – поехал к Арведу в Германию.

«Приключение длиной в 11 лет!»

– На удачу?

– Да, именно на удачу. Была не была! Я приехал, нашел Арведа, мы хорошо посидели, повспоминали прошлое, повздыхали… И он, видя, что я не уеду без положительного ответа, сдался! Сказал, что – хорошо, он рискнет отправиться в экспедицию еще раз! И оказалось, что 2001 год стал для нас решающим.

– Почему?

– Благодаря великому человеку – Артуру Чилингарову! (Артур Николаевич Чилингаров – советский и российский ученый-океанолог, путешественник, Герой Советского Союза, Герой России, крупнейший специалист по вопросам Арктики). Мы через немецкое посольство познакомились с Чилингаровым, приехали к нему в Госдуму, он же депутат, вот нас и принял, поговорил, обещал поддержку экспедиции. В его кабинете мы решили многие оргвопросы.

Артур Чилингаров

– Говорят, он вам дал, как у Булгакова, «окончательную и бесповоротную бумажку»?

– Да, мы получили от него мандат, письмо от великого человека! Когда в 2002 мы были уже в Мурманске, вновь возникли трудности. Но у нас теперь был документ о поддержке экспедиции от самого Чилингарова! Я им мог взмахнуть как шашкой! Да и с точки зрения ледовой обстановки год сложился максимально благоприятным для судоходства. Около Диксона нас опять остановило местное морское начальство, предложило встать на зимовку – суровые льды, говорят, не пройдете! Но мы по спутниковой навигации следили за обстановкой, увидели – можем пройти, и пошли!

– В каком месте вы замкнули маршрут?

– Там, где мы восемь лет назад стояли во льдах, «пять минут до гибели» – помнишь? Вот там мы и финишировали – в проливе Лонга (отделяет остров Врангеля от материка), в точке с координатами 1994 года! Это было приключение длиной в 11 лет!

– Как вы отметили победу?

– Мы зарядили декоративную пушку и бухнули в воздух: маршрут завершен, экспедиция закончилась!

– Когда мы можем увидеть и прочитать твою книгу?

– Она скоро будет в Горьковке, а в школы и городские библиотеки отдам бесплатно. Я хочу, чтобы ребята во внеурочную работу ее включили, читали, встречались бы мы с ними, устраивали вечера вопросов-ответов. Это важнее, чем гаджеты!