Прончанка Мария Алимова доставляла еду в Ленинград по «малой дороге жизни»
В каждой семье, особенно у очевидца больших исторических событий, в заветной папке хранятся старые фотографии, официальные документы, грамоты, вырезки из газет и журналов. Заветную «папку фронтовика» принес в Пронский музей и библиотеку Владимир Панкратов. Он рассказал о Марии Карповне Алимовой.
Мария Алимова была обычной девчонкой из Архангельской слободы Пронска. Родительский дом стоял третьим в сторону Пронска от нынешней коррекционной школы. До войны, здесь размещалась средняя школа – с большим садом, к которому, по рассказам старожилов, причастен был сам Мичурин. После окончания школы, до начала войны, она работала в ней пионервожатой.
В мае 1942 года с целью более рационального использования личного состава мужского пола в береговых частях и учреждениях ВМФ было призвано 15 тысяч девушек-комсомолок и добровольцев (с образованием 5-9 классов в возрасте от 19 до 25 лет). В их числе была и Мария Алимова, которая получила повестку из Пронского райвоенкомата. Так девушка из Пронска стала матросом Балтийского Флота. В то время Мария и не подозревала, что зашифрованный «пункт Н.», где началась ее, полная напряжения и опасности, боевая работа, важный перевалочный пункт, который сыграет очень большую роль в битве за Ленинград.
Сейчас этот пункт расшифрован. Это мыс Лисий Нос.
Все мы знаем о дороге жизни, проходившей по Ладоге и снабжавшей город в блокаду. А по Финскому заливу пролегла малая дорога жизни. Это общее название целой дорожной сети, действовавшей в военное время от Лисьего Носа через Кронштадт до Ораниенбаума (как по льду, так и после его таянья – с 1941 до полного снятия блокады в 1944 году).
По этому пути в Кронштадт и Ораниенбаум шли грузы с мукой и вооружением для нужд флота и частей Ленинградского фронта. Пока лед не встал, снабжение осуществлялось маломерными судами: от военных катеров до рыбацких лодок. На одном из таких катеров и служила Мария Алимова.
Дорога по Финскому заливу из Лисьего Носа в Ораниенбаум пролегала буквально под носом врага, по Ленинградскому морскому каналу, нашпигованному немецкими минами. Она была настолько засекречена, что фашисты так и не смогли понять ее истинное назначение. Пристань в Лисьем Носу в дневное время выглядела пустынной, здесь запрещались какие-либо перемещения. Перебрасываемые части маскировались в лесополосе и дубовых рощах, под маскировочной сеткой. С наступлением темноты пристань оживала. Подходили корабли, и загружалась боевая техника с солдатами.
Соблюдая жесткий режим светомаскировки, в ночном мраке без ходовых огней, очень осторожно, средним ходом, приходилось переправляться по заливу и Марии. Противник обстреливал из орудий район пирса, постоянно совершались авианалеты, было много потерь. Несмотря на все трудности, переправа работала безостановочно.
– Это был настоящий ад, – вспоминала Мария Карповна. – До сих пор вздрагиваю, когда слышу громкий стук: чудятся те страшные взрывы и вспыхивают в памяти лица погибших подруг.
Марии Алимовой пришлось работать в самый пик эвакуации мирного населения из Кронштадта и населенных пунктов Ораниенбаумского плацдарма летом 1942 года. Из-за повсеместного голода многие эвакуированные из блокадного города умирали еще до прибытия в Лисий Нос. Их хоронили в братской могиле на Горском кладбище.
Сегодня в поселке Лисий Нос о том страшном военном времени напоминает бронзовый солдат, держащий в руке горящий фонарь, как символ жизни в блокадном городе. Монумент, посвященный малой дороге жизни – это памятник и ей, Марии Алимовой, перевозившей под обстрелами фашистов на маленьком катере грузы.
Все это пришлось пережить восемнадцатилетней девушке, приехавшей из тихого Пронска, утопающего в яблоневых садах. Вкуснее яблок из сада Архангельской школы она и не ела никогда.
Позднее Марию и других ее сослуживцев перевели матросами караульного подразделения в Кронштадт. На пирсе они охраняли боевые корабли, склады с боеприпасами и военную технику. Немцы тогда вели обстрелы из тяжелых орудий каждого крупного корабля. Двадцать первого сентября 1942 года к городу прорвалось 180 самолетов со свастикой, они сбросили более пятисот бомб. По воспоминаниям очевидцев, вода в гаванях закипела от взрывов, а земля затряслась…
Караульное подразделение Марии Алимовой перебросили в сам Ленинград. В городе продолжалась блокада. Постоянно хотелось есть. Более слабые подруги падали в обмороки и умирали от болезней и истощения. Немецкие самолеты сбрасывали листовки, в которых были призывы сдаваться, людям предрекалась голодная и мучительная смерть. Продолжались интенсивные артобстрелы и бомбежки Ленинграда.
Мария Карповна рассказала, как однажды немецкие самолеты совершили налет, когда разводящий расставлял девушек по боевым постам. Все бросились в укрытия, но не все успели. Только одна она выжила тогда…
22 июня 1943 года Марии Алимовой была вручена ее первая награда – медаль «За оборону Ленинграда». Потом она получит еще восемь медалей и Орден Отечественной войны 2 степени. Среди ее наград есть и довольно редкий боевой знак «Фронтовик 1941-1945 годов», удостоверение, подписанное генералом армии В. Говоровым. 9 мая 1945 года она была награждена медалью «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», а также медалью Жукова, которая давалась за мужество на фронте. Есть в ее семейном архиве и Ленинградские награды – медаль «В память 300-летия Санкт-Петербурга» (2003) и «300 лет Российскому флоту» (1996), «60 лет полного освобождения Ленинграда от блокады» и поздравления от президентов страны Бориса Ельцина и Владимира Путина в честь Дня Победы.
Вернувшись после войны на родину, Мария познакомилась с фронтовиком из соседнего района – Виктором Васильевичем Исаевым и семья переехала в Старожилово. Они вырастили двух дочерей, внуков и правнуков. После смерти мужа, Мария Карповна вернулась в родной Пронский район и до последних дней (она скончалась в 2009 году) жила у дочери в городе Новомичуринске.
Еще новости "Пронский район":
- Водитель погиб в ДТП в Пронском районе
- Знание русского языка поможет детям мигрантов быстро влиться в коллектив и освоить школьную программу
- Программа по трудоустройству участников СВО — один из ключевых проектов в Рязанской области
- Директор АО «Октябрьское»: «Специалистов сельского хозяйства должны стимулировать зарплата и наличие жилья»
- В преддверии Нового года в Новомичуринске двое молодых людей стали новоселами