Рязань и рязанцы в литературе. История десятая. Рязанская глава «Больших пожаров»

«Рано думать, что уже отшумели великие грозы революции, что уже совсем потухли большие пожары! Тянется к нам враг, настойчивыми, длинными, цепкими, умелыми своими руками подбирается он к каждому заводу, к каждому дому… Всех героев романа, а равно население города Златогорска считаю распущенными. Самый Златогорск, за минованием надобности, упраздняю. Продолжение событий — читайте в газетах, ищите в жизни! Не отрывайтесь от нее! Не спите! «Большие пожары» позади, великие пожары — впереди».

Из романа «Большие пожары»

Пророчество или кликушество завершает знаменитый когда-то советский роман «Большие пожары». Почему знаменитый? – спросит читатель и засомневается: что-то не слышал о таком… Да, прошли времена, когда «Большие пожары» пылали в умах читателей и критиков всей новой страны, носившей гордое имя – Союз Советских Социалистических Республик. Что касается «знаменитости» книги, то какой же ей быть, если «Пожары» создавали самые молодые, гениальные и бесстрашные люди на земле – советские писатели.

Суперкнига СССР

Произведение было опубликовано в 1927 году в журнале «Огонек». Авторами стали – внимание! – двадцать пять человек, многие из которых в недалеком будущем станут классиками советской литературы! Какие имена: Леонид Леонов, Исаак Бабель, Алексей Новиков-Прибой, Борис Лавренев, Алексей Толстой, Константин Федин, Михаил Зощенко и другие.

А «виноват» во всем оказался молодой главный редактор «Огонька» Михаил Кольцов (1898-1940). Ему, казалось бы, серьезному человеку, красноармейцу и «правдисту», пришла в голову идея опубликовать в журнале коллективный приключенческий роман, созданный лучшими советскими писателями.

Первую главу «Больших пожаров» написал великий романтик Александр Грин. Он, собственно, и дал ход сюжету книги-буриме (литературная игра, когда следующему участнику предлагается продолжить последнюю фразу предыдущего). Это будет детектив о загадочных пожарах в некоем советском городке Златогорске. С чего же это хорошие авторы начали вдруг «чудесить» и писать роман по очереди? Наверное, время было такое. Свобода творчества, эксперимент, невероятный замысел, бросок в неведомое – вот чем была тогда юная литература юной страны!

Алексей Толстой уже написал свою «Аэлиту», в 1926 году появилась «Конармия» Бабеля, веселые и сердитые рассказы Михаила Зощенко мгновенно расхватывают читатели, пьеса Бориса Лавренева «Мятеж» гремит на самых передовых сценах СССР… Гриневский-Грин, которому была доверена первая глава «Больших пожаров» уже стал классиком, написав в 1921 году свои великие «Алые паруса», а затем целую серию потрясающих, пронзительных рассказов.

Роман-буриме

Но всем этим мастерам хотелось чего-то еще более нового, невероятного. Так и появилась немного хулиганская идея – создать роман-буриме! Каждый выкручивал сюжет как хотел, менял стиль, фантазировал. Однако, в чем же состоял замысел «двадцати пяти литературных спартанцев»? Куда же все вырулило?

Иллюстрация к роману

Вот что известно о сюжете: в городе Златогорске без каких-либо причин сами собой загораются здания. Через короткое время выгорает половина города! Архивариус Варвий Мигунов находит старинные документы, из которых явствует, что «пожарные» истории уже бывали в прошлом. Символом беды является желтая бабочка с бархатистыми крыльями. Ее видят всякий раз перед новым возгоранием. Не мудрено, что Мигунов в конце-концов попадает в сумасшедший дом, где тихо-мирно вырезает из бумаги… Конечно бабочек! Дальше расследованием дела занимается журналист Берлога.

По мнению критиков, «сложный, в чем-то путаный, но по-своему увлекательный авантюрно-приключенческий роман-буриме с элементами фантастики — уникальный опыт создания коллективного романа 25 ведущими писателями 20-х годов».

Иллюстрация к роману

Конечно, говорить о каком-то единстве стиля романа в данном случае не приходится. Слишком талантливые и самобытные авторы его создавали. Потому и принцип написания произведения «кто в лес, кто по дрова» в данном случае приобретает, как ни парадоксально, позитивное звучание. Одни главы содержат философские акценты, другие живописуют характеры и нравы, в последующих можно отыскать и пейзажные зарисовки, и плотную детективную линию, и легкую фантасмагорию… И все это тщательно, с любовью выписано по-настоящему большими мастерами слова!

Еще раз стоит повторить: это было время экспериментов! Например, вскоре молодой советский архитектор Виктор Калмыков явит миру проект города в воздухе – «Сатурния»! По замыслу автора, по экватору земного шара надо создать город-кольцо, поднятый в воздух. Название понятно – «Сатурний», так как циклопический город будет похож на кольцо планеты Сатурн… Кстати, со временем Виктор немного успокоится и станет создавать вполне земные… кинотеатры! Рязанская «Родина» – это один из его проектов. Жаль, что монументальный дворец кино «космического архитектора» ныне пребывает в запустении…

Журнал «Огонек» от 1927 года

Наш человек в «Больших пожарах»

В создании чудо-книги «Большие пожары» принял участие и уроженец Рязанского края, Алексей Силыч Новиков-Прибой. Напомним, он родился в 1877 году в селе Матвеевское – сегодня оно находится в Сасовском районе Рязанской области. В 1932 году появится его знаменитая «Цусима», печальный и мощный роман о поражении отечественного флота в Русско-японской войне. А в период написания «Пожаров» он – создатель морских рассказов и повестей, а замысел главного романа жизни еще только зреет в его голове. Согласитесь, интересно – что же написал в «своей» главе «Больших пожаров» наш земляк, уже солидный и серьезный автор.

Моряк Новиков-Прибой

Начало главы таково.

«Ленка-Вздох вошла в дом Кулаковых и разделась в прихожей. Валентина Петровна молча пропустила ее в столовую и закрыла за нею двери. Как и в прошлый раз, за столом сидели те же знакомые лица: Пантелеймон Иванович и мистер Струк. Они оба поднялись ей навстречу и, улыбаясь, дружески заговорили:

— Рады вас видеть, Елена Петровна!

— Мы давно вас поджидаем.

В тонком шерстяном платье коричневого цвета, в лаковых туфлях на французских каблучках, в шелковых просвечивающихся чулках, она производила впечатление стройной и привлекательной женщины».

Далее вся компания мирно выпивает-закусывает, потом начинается разговор о какм-то деле, а вот и то, что Новиков-Прибой знает лучше всех соавторов – море!

«Прямо с юга ползла черная туча, словно дымовая завеса. Она закрыла полнеба, спрятала солнце. Стало сумеречно. В воздухе чувствовалось напряженное колебание. Потом на город обрушился шквал, затрубил в заборах, неистово закружился на улицах, поднимая пыль и мусор. Видневшееся море вдали, за стеною гавани, потемнело, сурово нахмурилось, точно лоб буйно помешанного человека».

И еще одно чудесное описание:

«Заканчивался трудовой день. Лишь на некоторых судах, окутываясь паром, продолжали громыхать лебедки. Встречались кучки грузчиков, возвращавшихся домой. Ветер торопил их, подпирая в спины. Неизвестный пароход, обогнув каменный мол, вошел в ворота гавани и, замедляя ход, направился к набережной, туда, где вытянулись рыжие корпуса казенных складов. Черный дым, вываливаясь из трубы, опережал его, падал разорванными клочьями на воду».

Далее Новиков-Прибой описывает пожар на нефтеналивном судне, панику в порту, попытку спасти строения и вообще весь город… Другими словами, тема продолжилась.

«Нефть, расплескиваясь, полилась через борт, продолжая гореть на волнах. Вокруг судна бушевали световые вихри. Из распоротых трюмов с необузданной силой вырывалось пламя, яростно взмывало в воздух и загибалось за корму огромнейшей лучистой дугою. В сторону города, отрываясь от пожара, неслись крутящиеся огненные облака. Но ветер был слишком могуч — он сбивал их вниз, на зыбчатые холмы. Издали, вплоть до порта, колыхаясь, протянулась широкая сверкающая дорога. По ней мчались огненные колесницы и, с разбега ударяясь о каменные стены гавани, дробились в каскады золотых брызг».

Рука мастера, талантливого писателя-мариниста видна сразу. Вскоре Алексей Силыч Новиков-Прибой напишет свою эпопею «Цусима», ставшую романом всей его жизни.

Как погасли «Большие пожары»

Что же касается «Больших пожаров», то в большую литературу он не вошел. В свои собрания сочинений писатели-классики его тоже не включили. Вспомнили о «буриме с претензией» только в 1973 году, когда в журнале «Наука и жизнь» появилась статья писателя и литературоведа Абрама Вулиса «Как были зажжены «Большие пожары».

В 2004 году журнал «Новая Юность» разместил несколько глав романа, написанных великими: Александром Грином, Верой Инбер, Вениамином  Кавериным, Алексеем Толстым, Михаилом Зощенко и другими. И, наконец, в 2009 году роман «Большие пожары» был издан полностью в виде книги. Кстати говоря, она попала в список «50 лучших книг 2009 года» по версии «НГ-EX LIBRIS». Так что – жив курилка!

В завершение даем полный список авторов, внесших творческую лепту в создание «Больших пожаров»:

1. Александр Степанович Грин
2. Лев Вениаминович Никулин
3. Алексей Иванович Свирский
4. Сергей Федорович Буданцев
5. Леонид Максимович Леонов
6. Юрий Николаевич Либединский
7. Георгий Константинович Никифоров
8. Владимир Германович Лидин
9. Исаак Эммануилович Бабель
10. Феоктист Алексеевич Березовский
11. А. Зорич (Василий Тимофеевич Локоть)
12. Алексей Силыч Новиков-Прибой
13. Александр Степанович Яковлев (Трифонов-Яковлев)
14. Борис Андреевич Лавренев
15. Константин Александрович Федин
16. Николай Николаевич Ляшко
17. Алексей Николаевич Толстой
18. Михаил Леонидович Слонимский
19. Михаил Михайлович Зощенко
20. Вера Михайловна Инбер
21. Н. Огнев (Михаил Григорьевич Розанов)
22. Вениамин Александрович Каверин
23. Александр Яковлевич Аросев
24. Ефим Давидович Зозуля
25. Михаил Ефимович Кольцов.

Все материалы спецпроекта «Рязань и рязанцы в литературе» читайте здесь.