Рязань и рязанцы в литературе. История восьмая. Корабел

«Неужели этот мужик – сын крепостного крестьянина так гениален, но который для вразумительности слово «инженер» пишет с двумя ятями!».

Именно так описывает изумление комиссии, собравшейся для обсуждения будущих военных кораблей, писатель Вячеслав Прытков в историческом очерке «Самородок».

В очерке речь идет о конкурсе на лучший проект броненосца, устроенном Морским министерством Российской империи в 1892 году. Во избежание предвзятости условия испытания были «хитро закручены». Даже запечатанные в конверте чертежи конкурсанты подписывали не собственными фамилиями а – девизом! Мнение высокопоставленных инженеров и «морских волков» свелось к единому: признать лучшими два проекта, выполненные с учетом последних достижений науки и техники. Они были обозначены девизами «Непобедимый» и «Кремль». Оказалось, что оба проекта были представлены Петром Акиндиновичем Титовым (1843-1894), талантливейшим корабелом-самоучкой, который двенадцати лет пришел на пароход, где машинистом работал его отец.

Пароход на Волге, XIX век

Гениальный самоучка

Крестьянский сын, выходец из Касимовского уезда Рязанской губернии, Петя Титов еще в раннем возрасте почувствовал тягу к механизмам, особенно тем, что двигают по воде громадные пароходы. Отец, что называется, ушел «от земли на воду», и сын решил ему последовать.

«В машинном отделении судна, ходившего на линии Петрозаводск – Кронштадт, его привлекало все: он с интересом рассматривал, как работают механизмы судовой машины, часто задавал отцу вопросы о назначении и принципе действия того или иного устройства. Когда окончилась навигация в Финском заливе его отец, убедившись в повышенном интересе Петра к корабельной технике, решил устроить сына на Кронштадтский пароходный завод».

(Вячеслав Прытков, «Самородок»).

Судостроительный завод

Петр подошел к делу со всей крестьянской основательностью, оставшейся от предков. Для начала он выучил названия всех мудреных инструментов, затем деталей корабля, старался запомнить последовательность действий кораблестроителей. Талант у него был несомненный, народный, исконный. К тридцати годам Титов в качестве образовательной базы имеет за плечами лишь церковно-приходскую школу, но как практику ему нет цены!

Вячеслав Прытков пишет:

«Молодой Титов быстро освоил специальности разметчика, чертёжника, а впоследствии стал корабельным мастером после смерти англичанина Бейна. Еще помощником Бейна Титов принимает участие в постройке нового корабля – полуброненосного фрегата «Генерал-адмирал», а уже в 1878 году со стапелей сходит клипер «Разбойник», затем – «Вестник».

Секреты подводной лодки

О рязанском самородке Петре Титове заговорили после того, как он разгадал секрет миниатюрной подводной лодки русского изобретателя Стефана Джевецкого.

Стефан Джевецкий

В 1879 году Джевецкий спроектировал и построил на Невском заводе миниатюрную субмарину, рассчитанную на экипаж из четырех человек. Винт лодки приводился в действие силой ног подводников. Подлодка успешно прошла испытания, для флота России решено было построить полсотни таких «малюток».

Работы велись в полнейшей тайне. Заказы на производство были разосланы на различные заводы, чертежи составлены в разных масштабах и метрических системах. Однако рязанский самородок без труда справился со всеми «секретами».

Подлодка Джевецкого в музее ВМФ в Санкт-Петербурге

Петр Акиндинович вспоминал:

«Поступили к нам заказы от разных заводов на листы, выкроенные какими-то ускорниками вроде тех, что получаются, когда с апельсина корку звездочкой снимать, и все вычерчены в разных масштабах, к тому же один в футовой мере, другие в метрической, и надо их не только выкроить, но и выколотить по чертежу. Думаю, неспроста это, хоть и с разных заводов. Вычертил я их все три в одном масштабе и посмотрел, что будет, если их все вместе сложить. Получился как бы большой американский орех… Приезжает Джевецкий, с ним француз, потом мой приятель Гарут; как взглянули, так и ахнули: «Ведь это секрет!» — «Какой там, — говорю, — секрет; давайте лучше я вам в ваших листах и дыры проколю, а то придется на месте трещеткой сверлить — никогда не кончите». Так и сделал я им эти листы, а потом их Гарут на своем заводике склепывал».

В 1881 году все подводные лодки Джевецкого были построены.

Главный инженер в поисках учителя

Через год Петр Титов становится главным инженером Франко-Русского судостроительного завода в Петербурге. Здесь начинается производство первых боевых кораблей из стали. Рязанец, как всегда, на передовой: он объясняет специфику производства, помогает молодым рабочим разобраться в тонкостях судостроения, совершенствует технологии… При этом Петр Акиндинович чувствует: талант талантом, но без обладания передовыми знаниями ему все же не обойтись. Титов начинает искать учителя!

Он знакомится с известным ученым, теоретиком кораблестроения, математиком, профессором Морской академии Алексеем Николаевичем Крыловым (1863-1945). Титов занимается и днем, и ночью.

Алексей Крылов

Крылов вспоминал:

«Мы [с Титовым] в два года прошли элементарную алгебру, тригонометрию, начала аналитической геометрии, начала дифференциального и интегрального исчисления, основания статики, основания учения о сопротивлении материалов и начала теории корабля. Титову было тогда 48–49 лет. Особенно радовался Петр Акиндинович после того, как он усвоил тригонометрию, вычисление по логарифмам и пользование логарифмической линейкой, что тогда тоже было как бы редкостью».

Строгий экзаменатор

В 1891 году на Франко-русском заводе вовсю идет работа по строительству броненосца «Наварин». В это время на предприятие прибывает сам председатель правления общества франко-русских предприятий, член Парижской Академии наук, корифей кораблестроения де Бюсси.

Броненосец «Наварин» в море

Далее по Алексею Крылову: «Старик сразу заметил, что постройка ведется не рутинными, а оригинальными способами, … стал вникать во все детали, расспрашивая Титова. Он забыл и про завтрак, облазил весь корабль, проведя на постройке часа четыре. Расставаясь, он взял Титова за руку, и, не выпуская ее, сказал при всех: «Переведите вашему инженеру мои слова: я 48 лет строил суда французского флота, я бывал на верфях всего мира, но нигде я столь многому не научился, как на этой постройке». Титов был растроган почти до слез…».

«Не устает душа любить»

Вернемся к истории, с которой начинается очерк: сразу два проекта новых броненосцев авторства Титова, оригинальных, отлично разработанных, получают высшие премии на престижном конкурсе в 1892 году. Наверное, это был пик расцвета его таланта, творческих и инженерных возможностей. Кстати, от получения премий Петр Акиндинович отказался, передав их в пользу Морского инженерного училища.

Винтовой клипер «Вестник»

Петр Акиндинович Титов, к сожалению, так и не построил своих выдающихся кораблей. В августе 1894 г. он внезапно ушел из жизни в возрасте 51 года. Все труды и достижения он посвятил Российскому флоту, своему Отечеству и никогда не требовал ничего взамен!

Таким людям как почти забытый сегодня рязанский талант-самоучка Петр Титов, посвятила стихотворение «Любить Россию нелегко» Римма Казакова. В нем есть такие строки:

Любить Россию нелегко, 
она — в ухабах и траншеях 
и в запахах боев прошедших, 
как там война ни далеко.
Но, хоть воздастся, может быть, 
любовью за любовь едва ли, 
безмерная, как эти дали, 
не устает душа любить. 

Все материалы спецпроекта «Рязань и рязанцы в литературе» читайте здесь.