Рязань и рязанцы в литературе. История третья. Два капитана и рязанский штурман

В мире есть немало книг, прочитав которые, юным романтикам хочется круто изменить жизнь, чтобы изо всех сил бороться, искать, найти и не сдаваться! Эти знаменитые слова мы чаще всего связываем с великолепным романом Вениамина Каверина (1902-1989) «Два капитана». Главный герой книги Саня Григорьев, ставший полярным летчиком, избрал их своим жизненным девизом. Например, восьмая часть романа называется «Бороться и искать», а девятая – «Найти и не сдаваться».

Авторство знаменитой фразы Каверину не принадлежит. Эти знаменитые слова венчают стихотворение известного английского поэта XIX века Альфреда Теннисона (1809-1892) «Улисс», написанного в 1833 году. В оригинале она звучит так: «To strive, to seek, to find, and not to yield»«дерзать, искать, найти и не отступать (уступать)».

Эта же строка была вырезана на мемориальном кресте из красного дерева, воздвигнутом в Антарктиде в память о британском исследователе Южного полюса капитане Роберте Скотте и его товарищах. Они погибли во время печально знаменитой антарктической гонки первооткрывателей 1911-1912 годов. Первой тогда достигла Южного полюса команда норвежца Руала Амундсена, англичане были вторыми…

Крест в Антарктике

Вот финал «Уллиса» в переводе Ильи Манделя:

«Хоть нет у нас той силы, что играла 
В былые дни и небом и землею, 
Собой остались мы; сердца героев 
Изношенны годами и судьбой, 
Но воля непреклонно нас зовет 
Бороться и искать, найти и не сдаваться».

Экспедиции реальные и литературные

Но более интересна историческая коллизия, выведенная в «Двух капитанах». Саня Григорьев ищет следы шхуны «Святая Мария», отправившейся к высоким северным широтам с экипажем, которым командовал капитан Иван Львович Татаринов. С этим поиском связана вся жизнь главного героя романа – его судьба, становление личности, любовь, профессия…

Обложка книги «Два капитана»

В книге указана цель экспедиции Татаринова – пройти Северо-Восточным морским путем из Петербурга во Владивосток. Во время плавания капитану удается открыть новые земли, которые он назвал Землей Марии. Здесь содержится прямой намек на архипелаг Северная земля, открытый в 1913 году русской экспедицией под командованием капитана II ранга Бориса Андреевича Вилькицкого. На судах «Вайгач» и «Таймыр» он предпринял попытку пройти Северным морским путем в одну навигацию.

Плавание Вильницкого

Однако у мыса Челюскин на пути экспедиции встали тяжелые льды, и Вилькицкий распорядился обогнуть их с севера. Тут морякам и встретилась неведомая ранее земля, которую капитан поначалу назвал «Тайвай» – по начальным буквам названий своих кораблей! Дальше из-за ледовой обстановки в Баренцево море пути не было, и экспедиция вернулась во Владивосток. Позже новые территории назвали Землей императора Николая Второго, а в советские времена с 1926 года территория стала Северной Землей.

Газетная вырезка. Открытие Земли императора Николая Второго

Вторая линия первооткрывателей в романе Каверина касается истории плавания лейтенанта русского флота Георгия Львовича Брусилова, который стал прототипом капитана Татаринова. В 1912 году он организовал полярную экспедицию на шхуне «Святая Анна» с целью покорить все тот же Севморпуть, выйдя из Санкт-Петербурга. Аналогия прямая, тем более что в романе прослеживается и попутная линия, связанная со штурманом «Св. Марии» Климовым. Его прототип – Валериан Иванович Альбанов, участник дрейфа на «Святой Анне». Литературный Татаринов и реальный Брусилов пропали без вести в арктических широтах вместе со своими кораблями. 

«Святая Анна» в Петербурге

Однако с Георгием Брусиловым связана романтическая канва, которую Каверин не стал развивать в романе «Два капитана». Дело в том, что на «Святой Анне» судовым врачом шла прекрасная дама – Ерминия Александровна, племянница начальника Главного Гидрографического управления Михаила Ефимовича Жданко.

«Могу быть полезной…»

Она взошла на борт шхуны Брусилова пассажиркой, надеясь принять участие в плавании вокруг Скандинавского полуострова. Но потом, немногим позже отправила отцу, Александру Ефимовичу, умоляющую телеграмму: «Трех участников лишились могу быть полезной хочу идти Владивосток умоляю пустить». Строгий отец отбил в ответ такой текст: «Путешествию Владивосток не сочувствую. Решай сама. Папа». Красавице Ерминии было двадцать шесть лет. Конечно, она стала участницей полярного плавания…

Поначалу экспедиция шла хорошо, однако неподалеку от полуострова Ямал «Святая Анна» накрепко вмерзла в лед. Вместо курса на восток начался опасный дрейф яхты на северо-северо-запад.

Ерминия Жданко

«Больные у меня есть, но, к счастью, пока приходится только бинтовать пальцы, давать хину и пр. Затем мы составили список всей имеющейся провизии. Вообще, дело для меня находится, и я этому очень рада. Пока холод не дает себя чувствовать. Где именно будем зимовать, пока неизвестно – зависит от того, куда удастся проскочить. Интересного предстоит, по-видимому, масса».

Это фрагмент последнего письма Ерминии Жданко родителям. Ей предстояло пережить немало интересных, а потом и трагических событий…

О дальнейшей судьбе Георгия Брусилова, Ерминии Жданко и многих членов экипажа «Святой Анны» до сих пор ничего не известно. Скорее всего яхта была раздавлена льдами, а люди, бывшие на борту, погибли. Другие трагические версии связаны с пожаром, поскольку в корабельных светильниках горел тюлений жир. Есть исследователи, которые предполагают, что судно было пущено ко дну немецкой торпедой – к тому времени началась Первая мировая война…

«Святая Анна», рисунок

Следы во льдах

Яркий эпизод, печальный и романтический всплеск заполярной трагедии наблюдал экипаж советского самолета: летчик, Герой Советского союза Илья Павлович Мазурук, штурман – Валентин Иванович Аккуратов, легендарный в Арктике человек, чья юность прошла в Рязани! Оба они с определенного времени придерживались мнения о том, что «Святая Анна», словно корабль-призрак, до 30-х годов XX века все еще дрейфовала, скованная льдами Северного Ледовитого океана!

«Святая Анна» во льдах

Дело было так: в 1937 году Аккуратов и Мазурук обеспечивали логистику первой в мире дрейфующей научной станции «Северный полюс-1». Оба дежурили на острове Рудольфа, самом северном в архипелаге Земля Франца-Иосифа. Далее цитируем по сайту Северного Арктического федерального университет (САФУ):

«Однажды весной они (Мазурук и Аккуратов) увидели на горизонте парусное судно, по воспоминаниям судно было именно парусным и полностью обледенелым. Спешно приняли решение запустить самолёт и лететь, но, пока летчики прогревали двигатель, опустился туман, и взлететь они смогли только через 10 дней. Судна-призрака они больше не видели».

Видимо, сильные эмоции испытал Валентин Аккуратов, увидев призрак обледеневшего корабля! Еще совсем юнцом-комсомольцем он вместе с приятелем отправился в экспедицию на самодельной парусной шлюпке «Скиталец» из Рязани в Каспийское море. Небо и море – эти стихии стали неотделимы от авиаштурмана. А еще – Арктика с ее бесконечными льдами и нераскрытыми тайнами.

Небо зовет…

Сюда Аккуратов пришел, точнее, прилетел по стопам знаменитого летчика Бориса Григорьевича Чухновского, одного из первых авиаторов российских арктических широт. Это Чухновский на своем ЮГ-1 первым обнаружил членов экспедиции Умберто Нобиле на дирижабле «Италия». После крушения воздушного гиганта полярный лагерь покинули участники полета – Мальмгрен, Марианно и Цаппи. Они отправились пешим ходом на Шпицберген. В пути Мальмгрен погиб, а оставшихся в живых итальянцев спас именно Чухновский. Он передал радиограмму на ледокол «Красин», разыскивавший всех участников полета на «Италии». При этом самолет Бориса Григорьевича сам получил повреждения, пришлось идти на вынужденную посадку. Чухновский настоял: «Сначала спасайте иностранцев!» и более пяти суток провел на арктическом люду в ожидании подмоги… «Великодушный чемпион Арктики» – так назвали советского летчика родственники спасенных им людей.

Борис Чухновский

В 1928 году двадцать восьмом году девятнадцатилетний Валя Аккуратов трудился в Рязани на обувной фабрике «Победа Октября». Однажды на предприятии проходила встреча с Чухновским. В тот день знаменитый авиатор обратил внимание на паренька и спросил его: «Желаете стать летчиком?» – «Подумаю», – ответил Валентин. Думал он недолго, закончил курсы младших инженеров по изысканию воздушных путей сообщения и стал летать…

Валентин Аккуратов в молодости

Прощальный поклон от Ерминии?

Эти воспоминания промелькнули, наверное, перед штурманом Аккуратовым, а впереди был еще один таинственный привет из прошлого. В своих воспоминаниях Валентин Иванович писал:

«Зимуя в 1937/38 году на острове Рудольфа, когда мы с летчиком И. П. Мазуруком после высадки папанинцев на Северном полюсе были оставлены для страховки их дрейфа, в руинах стоянок итальянской и американской экспедиций герцога Амедея Абруцкого и Болдуина-Фиалы мы обнаружили необычную находку. Дамскую лакированную туфельку! На внутренней лайковой подкладке в золотом клейме была надпись: «Поставщик двора его Императорского Величества: Санкт-Петербург»… Не принадлежала ли эта модная туфелька Ерминии Жданко? Может быть, Брусилов, зная о запасах продовольствия на острове, вышел к нему, потом отправился дальше на юг, на мыс Флора, наиболее часто посещаемый кораблями, но в пути все погибли?»

Вениамин Каверин

Известно, что писатель Вениамин Каверин был в числе друзей штурмана Аккуратова. Более того, мальчишка с рязанского завода, а потом летчик Саня Григорьев частично списан именно с Аккуратова! Это утверждала Ирина Мишина, завотделом краеведческой библиографии Владимирской областной научной библиотеки. Валентин Иванович консультировал Каверина во время написания «Двух капитанов» и даже сыграл в одноименном фильме (1976 год, режиссер Евгений Карелов) роль начальника летной школы!

Валентин Аккуратов в фильме «Два капитана»

На владимирской земле Валя Аккуратов родился, а рязанская дала ему путевку в жизнь – и в небо!

Так где же «Святая Анна»?

Что же касается «Святой Анны» Брусилова, то существует интересное мнение почетного полярника России, действительного члена Русского Географического общества Олега Продана. В 2015 году он рассказал журналистам:

«Я подумал, почему бы, имея последние координаты, с которых уходил Альбанов, дату его ухода со шхуны, не попробовать привязаться к этому месту и посмотреть, а что же происходило — гипотетически! — со «Святой Анной» дальше. Познакомился с ребятами, которые занимаются спутниковыми системами слежения, и родилась интересная идея: с помощью спутников вычислить вероятное место, куда могло отнести «Святую Анну». И в 2013 году мы полетели в те места и поставили буи на координаты «Святой Анны», привязавшись, разумеется, к необходимым датам, чтобы посмотреть, что же происходило».

Опытным путем было установлено, что все буи пошли на восток, а не на запад, как предполагали специалисты, осуществляя круговые движения рядом с Землей Франца-Иосифа. Буи поднялись до 85-го градуса, а потом опять вернулись. Последний буй был раздавлен у территории Франца-Иосифа: между островом Рудольфа и островом Ева-Лив.

Илья Мазурук у самолета

«Пока это доказывает одно: версия Мазурука и Аккуратова о том, что Брусилов был на Земле Франца-Иосифа и на Рудольфа в частности, имеет право на существование, как и все остальные. Но если остальные версии — теоретические, то эта уже подтверждена…», – эти слова сказаны Олегом Проданом за год до его трагической гибели. В 2016 году Олег Леонидович погиб в авиакатастрофе. Он летел ставить новые буи в точку последнего официального пребывания Святой Анны…

Писатель и путешественник Михаил Андреевич Чванов тоже предположил, что яхта Альбанова все еще дрейфует во льдах Северного ледовитого океана.

«Да, существует общий западный дрейф к берегам Гренландии, – указывает Чванов в работе «Загадка гибели шхуны «Святая Анна». По следам пропавшей экспедиции». – Но, может, существуют какие-то своеобразные «карманы» около той же Земли Франца-Иосифа или севернее Шпицбергена, где происходит задержка или круговое движение льдов в результате местных закономерностей?.. Ведь находился — пятьдесят семь лет! — в ледовом плену корабль экспедиции Мак-Клюра, который в свою очередь искал пропавшую экспедицию Франклина. Только через пятьдесят семь лет он — благополучно! — вышел на чистую воду. Так, может, нас еще ждет встреча со «Св. Анной»?

Как знать, может быть и мелькнет фантастический силуэт старинной яхты с заледеневшим корпусом среди льдов у Шпицбергена? И кто-то из сегодняшних отчаянных храбрецов взойдет на ее ветхий борт? «Святая Анна» все еще ждет своего героя, такого же неустрашимого романтика, как литературный Саня Григорьев или его прототип – штурман Валентин Аккуратов? Кажется, вот он, совсем юный, стоит на валу рязанского кремля и смотрит на облака. Как они похожи на парусники первопроходцев…

Все материалы спецпроекта «Рязань и рязанцы в литературе» читайте здесь.