Ряжский железнодорожный узел в годы войны

(материал газеты «Ряжские вести», № 42 (11208) от 15 октября 2020 года)

По решению руководства дирекции тяги ОАО «РЖД», паровоз Л№3454 установлен как монумент, посвященный героическому, самоотверженному и слаженному труду железнодорожников Ряжского узла во время Великой Отечественной войны. На место назначения – станцию Ряжск-1 – он доставлен в феврале и размещен на постаменте.

Важный стратегический узел

Во время войны в состав Ряжского железнодорожного узла входили станции Ряжск-1, -2, -3, -4, которые работали по четырем направлениям: западное, северное, южное и восточное с проходом составов на Южный Урал и в Среднюю Азию. В этом и заключалась его стратегическая важность. Эвакуация грузов проходила в основном по маршруту Москва – Ряжск – Пенза. Обратно к фронтам доставляли подкрепление, продовольствие, вооружение, боеприпасы, эшелоны цистерн с жидким топливом.

С начала июля 1941 года количество переработанных вагонов на станции Ряжск возросло на треть, а осенью – в два раза. Но при этом на Ряжский узел (единственный от Москвы и до юга страны) за время войны не упало ни одной бомбы на железнодорожные пути. А если бы это произошло, от станций, вокзала и близлежащих строений конца ХIХ и начала ХХ веков не осталось бы ничего.

Почему такое стало возможным? Это никто не мог объяснить долгое время. И только когда появилась возможность получить из военного архива директиву Ставки Главного Командования от 25 ноября 1941 года, стало ясно почему: третий пункт ее гласил: «…не допустить выдвижения противника в направлении Ряжск и Раненбург». Подтверждают это и другие документы, воспоминания видных военачальников.

Группа работников вагонного депо станции Ряжск-1 ноябрь 1943 г.

Удержать дорогу

…Как обычно, 1 сентября 1941-го в школах начались занятия. Но время уже было тревожное, приходили похоронки. Жители Ряжска, а в первую очередь дети, увидели, как в небе кружил самолет в виде «рамы». Это был немецкий самолет-разведчик. А уже в начале сентября стали прибывать первые эшелоны ПВО – 283-го отдельного зенитно-артиллерийского ряжско-тамбовского дивизиона. Он обеспечивал прикрытие узла до конца 1942 года. Самолеты не могли проскочить через плотное кольцо ПВО.

А на перегонах поезда были беззащитны и подвергались сильным бомбежкам. Гибли не только военные, но и железнодорожники, медики. Братские могилы, на которых стоят обелиски, находятся на подходах к станции Ряжск-1, на 306-м и 330-м км, где ежегодно проходят митинги памяти накануне Дня Победы. Только с весны 1942 года в поездах начали оборудовать бронеплощадки для прикрытия их с воздуха.

«Исключительно важным было удержать железную дорогу от Москвы на Рязань – Ряжск – Сталинград и к югу на Воронеж и Ростов», – так генерал 10-й армии Федор Голиков писал в своем донесении в Ставку Главного Командования. В то время, 24 ноября 1941 года, враг уже захватил Скопин и Захарово, находился в 30 километрах от Ряжска и Рязани.

«Шлаковый» путь

С Куйбышевской железной дороги через Ряжский узел шло снабжение трех фронтов: Воронежского, Степного и Сталинградского. Чтобы ускорить продвижение эшелонов и поездов с эвакуированными грузами и людьми на однопутном перегоне Ряжск-2 – Еголдаево днем применяли «живую» блокировку: расставляли сигналистов, чтобы сразу несколько поездов могли идти следом то в одном направлении, то в другом.

Кроме того, в октябре 1941 года со станции Ряжск-2 врезали соединительную «шлаковую» ветвь в перегон Ряжск-1 – Александро-Невская. Из-за отсутствия щебня и песка рельсы со шпалами укладывались на шлак. Благо, что он был в огромном количестве на четырех станциях узла. В свободное от работы время все железнодорожники, а также жители города выходили на помощь путейцам. За месяц вручную возвели насыпь, и в октябре по ней уже пошли поезда, напрямую следуя в южном направлении без захода на станцию Ряжск-1.

По двум направлениям

В ночь с 25 на 26 ноября 1941 года на все станции Ряжского узла стали прибывать эшелоны 84-й отдельной морской стрелковой бригады (ОМСБ) под командованием полковника Василия Молева, следовавшей для обороны Москвы. Вот как вспоминал об этом бывший начальник разведки 84-й ОМСБ полковник в отставке Михаил Богачук.

«На одной из станций получили известие: немцы, обойдя Тулу с юга, движутся к городу Ряжску, который является крупным железнодорожным узлом и имеет важное стратегическое значение. Бригада получила приказ выгрузиться и надежно его прикрыть».

«На планерном совещании работников всех предприятий Ряжского узла в это ночное дежурство строго предупредили о соблюдении светомаскировки, не разрешалось громко говорить, курить, подавать звуковые сигналы. Станция в эту ночь была погружена в темноту и тишину», – вспоминал ветеран, бывший главный кондуктор станции Ряжск-1 Иван Кочетов.

Морские пехотинцы на путях получали пайки, оружие. Из Ряжска наступление шло с двух сторон: по железной дороге и пешим порядком. В сторону Скопина поезда отправлялись вперед вагонами, не доезжая до станции. На площадке головного вагона следовало находиться главному кондуктору, одним из них была Евдокия Макарова, которая вспоминала, как в полной тишине поезд приближался к станции Скопин. Она подала фонарем машинисту сигнал остановки. Моряки-пехотинцы на ходу выпрыгивали из вагонов и растворялись в темноте, и через пару минут поезд отправлялся обратно.

С другой стороны в пешем порядке бойцы шли в сторону деревни Шелемишево. В 15 километрах от Ряжска состоялся неравный бой с немецкими частями 2-й танковой армии Гудериана, в котором одержали победу наши морские пехотинцы и отбросили врага еще на 30 километров от Скопина. Немецкое командование не знало о прибытии 84-й бригады, их разведка не успела донести. Поэтому немцы спокойно двигались от Скопина в сторону Ряжска. Захватчики были уверены, что на расстоянии 130 километров от Зарайска до Раненбурга нет ни одного советского солдата, но они просчитались.

Неожиданность, смелость были на стороне наших защитников. В бою они захватили много оружия, техники. Немцы понесли большие потери и в живой силе. Когда подошли бойцы 10-й армии генерала Голикова, морские пехотинцы погрузились в эшелоны и отправились защищать Москву.

Вокзал станции Ряжск-1 в апреле 1941 г

На стыке двух армий

В декабре 1941 года Ряжский узел находился на стыке двух армий: 61-й (генерала Попова) и 10-й (генерала Голикова), которые отвлекали на себя силы противника, облегчая наступление под Москвой. Герой Советского Союза П.М. Стефановский в книге «Триста неизвестных» вспоминал:

«Предстояло одновременно прикрыть с воздуха высадку на станции Ряжск 105 воинских эшелонов 61-й армии генерала Попова и патрулировать вдоль железнодорожного полотна на участке Кораблино – Ряжск – Богоявленск. Командующим военно-воздушными силами 61-й армии был Герой Советского Союза генерал-майор авиации Сергей Руденко, дважды Герой Советского Союза Георгий Кравченко – командиром авиационного соединения, которое базировалось на аэродроме в Ряжске с начала августа 1941 года. Это его летчики первыми увидели выдвижение немецких частей из Скопина».

На предприятиях Ряжского узла в годы войны трудились около 6 тысяч человек. Мужчин, ушедших на фронт, заменяли женщины, подростки и даже дети. Семь женщин работали машинистами паровоза. Одна из них, Надежда Милованова, вспоминала, как было страшно при первых налетах немецких бомбардировщиков. По громкоговорящей радиосвязи объявляли воздушную тревогу, паровозы гудели во всю мощь, гудки звучали также и на предприятиях. Но самым жутким и неприятным был гул немецких самолетов. Работу не прекращали, выводили поезда на перегон. Если бы они знали тогда, что станцию не будут бомбить, этого не делали бы… С горечью вспоминают о том бывшие работники – ветераны, особенно машинисты и кондукторы.

Путейские бригады, на которых возлагалась тяжелая обязанность восстановления путей, полностью состояли из женщин. Только с 1943 года на фронт перестали брать специалистов-железнодорожников. Им выдавалась бронь – удостоверение об отсрочке от призыва по мобилизации.

Награда

В 2016 году к 75-летней годовщине битвы под Москвой Ряжску присвоили почетное звание «Рубеж воинской доблести». И в этом большая заслуга железнодорожников. Жители города свято чтут память о его защитниках. В 2001 году на вокзале станции Ряжск-1 состоялось открытие памятной доски, посвященной 84-й отдельной морской стрелковой бригаде, предотвратившей оккупацию нашего города. В 2013-м на Братском кладбище города Ряжска открыли мемориальную доску в память о полковнике Василии Молеве, командире ОМСБ. В 15 км от Ряжска на месте боя морских пехотинцев с частями 2-й танковой армии Гудериана установлен памятник павшим, где также проходят митинги благодарных жителей нашего города и Скопина.

Поделиться: