Always Active

Necessary cookies are required to enable the basic features of this site, such as providing secure log-in or adjusting your consent preferences. These cookies do not store any personally identifiable data.

No cookies to display.

Functional cookies help perform certain functionalities like sharing the content of the website on social media platforms, collecting feedback, and other third-party features.

No cookies to display.

Analytical cookies are used to understand how visitors interact with the website. These cookies help provide information on metrics such as the number of visitors, bounce rate, traffic source, etc.

No cookies to display.

Performance cookies are used to understand and analyse the key performance indexes of the website which helps in delivering a better user experience for the visitors.

No cookies to display.

Advertisement cookies are used to provide visitors with customised advertisements based on the pages you visited previously and to analyse the effectiveness of the ad campaigns.

No cookies to display.

Секреты Рязанской «Одигитрии»

Героями древних сказаний, легенд и летописей становились не только люди. Одним из наиболее известных памятников рязанской литературы стала Повесть о Николе Заразском. Впервые она была опубликована в 1790 году в Русском Временнике (Сборник «Русский Временник» (Летописец), содержит Российскую историю от 862 до 1681 гг., М., 1790).. Когда Повесть была создана – до сих пор неизвестно.

Произведение включает в себя рассказ о перенесении из Корсуни в Рязанскую землю образа святого Николая Угодника. Это случилось примерно в 1225 году. Встречали икону князь Федор Юрьевич Рязанский, его отец великий князь Юрий Ингоревич (Ингваревич) Рязанский и епископ Ефросин.

Через двенадцать лет случилось нашествие монголов под предводительством Батыя. Об этом рассказывается во второй  части повествования о Николе Заразском, более известной как «Повесть о разорении Рязани Батыем». Выделяют в составе общей истории корсунского образа и третью часть – «Похвалы роду рязанских князей».

Трагедия нашествия получает высокий накал в строках о том, что был «убит благоверный князь Федор Юрьевич от безбожного царя Батыя», и услышав эту страшную весть, царевна Евпраксия бросилась из «превысокого храма своего» с сыном Иваном и «заразися до смерти». К «великому чюдотворцу Николе Корсунскому» (иконе – прим.) приносят тело князя Федора, хоронят с женой и сыном, а над их могилами ставят «кресты каменны». «И от сея вины», – говорится в заключение, великий чудотворец Никола зовется Заразский, потому что благоверная княгиня Евпраксия с сыном князем Иваном «сама себе зарази (погубила – прим.)».

Перед каким образом молился князь?

После трагической гибели сына своего Федора, его жены, прекрасной Евпраксии, и внука Ивана великий князь Юрий пошел в главный храм Рязани – Успения Богородицы: «И поидоша в соборную церьковь и плакашеся пред образом пресвятыя богородицы честнаго и славнаго ея Одегитрия, юже (который – прим.) принесе епископ Ефросин из Святыя Горы».

Евпраксия Зарайская, памятник

Здесь возникают первые вопросы. Самый простой – о какой «Святой Горе» идет речь? Ответ находится сразу: конечно, в Повести говорится о горе Афон. Предание связывает появление иконы Одигитрии с именем епископа Муромского и Рязанского Евфросина Святогорца (предположительно, именно он совершил монашеский постриг благоверных Петра и Февронии незадолго до их кончины). Исторически Афон позиционируется как крупнейшее в мире средоточие православного монашества на полуострове Айон-Орос, называемый иначе Святой Горой, Афоном, Афонским полуостровом. Впервые официально Афон был назван Святой Горой во втором его уставе, данном примерно в середине XI века императором Константином IX Мономахом.

Разорение Рязани Батыем, миниатюра из летописи

Согласно сказанию, Богородица после вознесения Христа отправилась на Кипр, но из-за бури корабль причалил к афонскому берегу, где языческие идолы (надо понимать, статуи античных богов) громко призвали жителей встречать «Марию, Матерь великого Бога Иисуса». Местные жители уверовали, а Богородица сказала: «Вот Мой жребий от Сына и Бога Моего». Потом она благословила народ, сказав: «Благодать Божия пребудет на этом месте и на живущих тут с верою и страхом по заповедям Сына Моего».

Какой образ Богородицы называют «Одигитрия»?

Согласно преданию, икона, перед которой молился Юрий Ингоревич (Ингваревич), была принесена епископом Ефросином с Афона в Рязань, предположительно, в 1225 году. Это был список со знаменитой иконы, по преданию, созданной самим евангелистом Лукой, которому приписывают авторство нескольких образов Богородицы, в том числе с Младенцем на коленях. При этом Пресвятая Мария указывает на него ладонью. Этот тип иконнного изображения и стали называть «Одигитрия». Другой образ — Богородица, прижимающаяся щекой к ребенку. Такой тип называют «Елеуса» – «Умиление». И еще один распространенный иконографический тип изображения Богородицы – «Оранта». Божья матерь изображена с воздетыми в молитве руками. Часто на Ее груди в круге изображают Младенца Иисуса Христа. Слово «Оранта» происходит от латинского «orare», что значит «молиться».

План Старой Рязани

Историки и искусствоведы, сходятся во мнении о том, что икона (или ее чтимый список) какое-то время находилась в константинопольском монастыре Одигон (Οδηγός – путеводитель), отчего ее стали именовать «Путеводительница». В Константинополе толковали слово как напоминание о провожатых, которые вели к иконе слепых и увечных. Те по молитвам получали здесь исцеление.

Списков Одигитрии работы апостола Луки было сделано немало, а первоначальный образ погиб при взятии Константинополя турками в 1453 году. Алчные завоеватели разрубили на несколько частей священную доску и золотой оклад с драгоценными камнями…

Одигитрия Византийская, VIII век

Каков возраст «Рязанской Одигитрии»?

Теперь о древней Одигитрии, которая находится в настоящее время в Архангельском соборе Рязанского кремля. По заключению экспертов, указывает портал «Искусство Рязанских земель», «вероятность создания иконы в первой половине XIII века подтверждает наличие характерных для этого времени признаков. Фон иконы первоначально был серебряным. Такой встречается именно на памятниках XII-XIII веков. Незначительные фрагменты серебра сохранились на фоне, вдоль правого плеча Богоматери и на нимбе Младенца. Звезда на мафории (накидке – прим.) Богоматери выполнена как бы из драгоценных камней, что также отмечается на очень древних домонгольских иконах. К признакам, позволяющим датировать икону XIII веком, относится и ассист (штрихи на складках ткани – прим.) на одеждах Младенца, написанный аурипигментом (золотой краской – прим.)».

Архангельский собор Рязанского кремля

Скорее всего, после разорения Рязани Батыем Рязанская Одигитрия была перемещена в Переяславль-Рязанский. И сделать это мог сам Ефросин Святогорец. В «Истории Рязанского княжества» Дмитрия Иловайского читаем: «На свободе уцелел только… Ингварь (рязанский князь), который воротился из Чернигова уже после нашествия. На родине его ожидала печальная картина смерти и запустения. Вслед за князем прибыл и епископ Ефросин; он также спасся от гибели, потому что находился где-то в отсутствии…». Святогорец вполне мог отвезти Одигитрию в Переяславль, где она подвергалась бы меньшей опасности, а потом отправиться в Муром. Таким образом, «Рязанская Богоматерь Одигитрия» скорее всего уцелела во время батыева погрома древней столицы Рязанского княжества.

Разумеется, икону, оказавшуюся в Переяславле Рязанском, неоднократно поновляли, а доску ремонтировали. Поэтому первоначальный лик был скрыт от глаз богомольцев. А в XVII веке на обороте иконы поместили изображение «Константин и Елена. Воздвижение Честнаго Креста Господня». Долгое время лик висел на Глебовской башне, той, что стояла на месте колокольни Рязанского кремля. Затем, когда башню разобрали, Одигитрия находилась в Ильинском храме. Скорее всего, сведения о ее первоначальном происхождении со временем просто стерлись из памяти рязанцев…

Переяславль Рязанский, средние века

После революции икону перенесли в запасники исторического музея. С иконой работали реставраторы, они сумели добраться до слоя XVI века. Исследователи решили, что икона написана в это время, но на древней доске. Так она и значилась в инвентарных книгах – «памятник шестнадцатого века».

Здесь надо сказать о том, что отдельного рассказа заслуживает история Феодотьевской Богоматери, чей образ был обретен в XV веке. По распространенной версии считается, что древняя Одигитрия, пропавшая после разорения Рязани Батыем, была чудесным образом найдена вновь в 1487 году. Отыскали ее в так называемом Старом Поле, недалеко от сел Торчино и Федотьево (Феодотьево). Сегодня это территория Спасского района Рязанской области. Предание гласит о том, что Богородица привиделась во сне сельскому мальчишке и объяснила, где найти икону. Сегодня одни верят в то, что образ Одигитрии времен Батыева нашествия – это и есть Феодотьевская икона, оригинал которой и представлен в Архангельском соборе, другие настаивают на том, что здесь далеко не все ясно…

Возвращение древнего лика

Но вернемся к Рязанской «Богоматери Одигитрии». Реставраторы сумели должным образом поработать с иконой уже в 1980-е годы. Рязани повезло – доской занималась Галина Сергеевна Клокова – выдающийся ученый, реставратор высшей квалификации, профессор кафедры реставрации факультета Церковных художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета, член Консультационного совета Софийского собора Новгорода Великого, член реставрационного совета Троице-Сергиевой лавры и многих московских музеев. Она писала о том, что рентгеновские исследования показали – «Богоматерь Одигитрия» создана намного ранее XVI века! Икона имела четыре слоя сплошных записей на фоне, кроме того, несколько раз одежды и лики частично переписывались.

Галина Клокова

В одном из интервью Галина Сергеевна сказала о рязанских святынях: «Удивительные иконы, иконы древнейшего княжества Руси. Но тут ничего не лежит на поверхности, иконы нужно уметь найти, почувствовать. Я отбирала для реставрации иконы в Рязанском фондохранилище и увидела икону Богоматери. Я почувствовала ее древность и значимость. Когда такое попадает в руки, грех не работать дальше. По паспорту икона датировалась XVI веком, но размеры ее явно не соответствовали «стандартам» эпохи Ивана Грозного».

Сенсационной публикации в прессе не последовало, не те были времена. Да и Клокова – серьезный ученый и к громким заявлениям в СМИ отнюдь не стремилась. Она работала с Одигитрией: «После того, как было снято несколько слоев краски и обнаружено множество разнохарактерных гвоздиков и более крупных отверстий от окладов, которыми в разное время украшали чтимую икону, постепенно открылись первоначальные лики XIII века (!). На иконе были обнаружены глубокие ожоги – следы событий декабря 1237 года, когда икона горела вместе с Рязанью во время Батыева нашествия» (!)

Одигитрия Рязанская

Подвиг реставратора

Итак, по результатам исследований Клоковой ученые пришли к мнению: Рязанская Одигитрия написана в  XIII веке. Более, того, возможно, ее создали гораздо ранее! Галина Клокова высказала самое смелое предположение: пролежавшая в запасниках, почерневшая от времени икона – та самая, что привез Ефросин Святогорец из Афона, а позже спас из сгоревшей Рязани!.. Возможно, Одигитрия Рязанская является византийским списком с более древней иконы, находившейся в храме Константинополя…

Труд Клоковой иначе как титаническим не назвать! Вот еще фрагмент из воспоминаний Галины Сергеевны: «Я работала над иконой Божией Матери «Одигитрия» 14 лет!.. Очень много механической работы, есть технологические процессы, которые требуют времени, выдерживания. Есть жуки-точильщики, которые прогрызают отверстия в древесине и превращают ее в труху. Укрепление древесины и заполнение этих самых отверстий – очень монотонная работа. Вернуть монолитность древесине, чтобы икона не рассыпалась, можно только многократной пропиткой, каждый раз длительно просушивая ее. Я откладывала эту икону в сторону, занималась другой работой, преподавала, ходила на ученые советы. Но все эти 14 лет я ждала результата…». Трудно даже представить, насколько кропотливым был труд Галины Клоковой, насколько подвижническим!

Галина Клокова с одной из восстановленных икон

Портрет византийской принцессы?

Существует совсем романтическая версия появления Одигитрии в Рязани – ее привезла в Рязань Евпраксия, византийская принцесса, будущая супруга князя Федора. Почему бы и нет? Иконописцы писали своих мадонн с самых прекрасных земных женщин. Так не Евпраксия ли глядит на нас своими неизъяснимо чудесными очами с древней доски, что хранится сегодня в Архангельском соборе Рязанского кремля?!. Та самая красавица из Византии, жена рязанского князя Федора, что не пожелала попасть в плен к Батыю, бросилась с крыши «превысокого храма своего» с малым сыном Иваном на руках и «заразися до смерти». И город Зарайск получил свое название от ее скорбного и невероятно гордого поступка…

Новости партнеров