Семейными воспоминаниями о крушении военного самолета в Ухоловском районе в 1942 году поделилась в сочинении ученица Коноплинской школы

Завершаются работы по благоустройству воинского захоронения «Братская могила летчиков» на кладбище рабочего поселка Ухолово. Работы ведутся по областной программе восстановления и реставрации воинских захоронений. В связи с этим событием мы хотели бы вспомнить историю этой братской могилы и познакомить наших читателей с новыми фактами.

Предыстория

В первые дни Великой Отечественной войны в аэропортах города Киева из летчиков гражданского воздушного флота (ГВФ) сформировали Киевскую особую авиационную группу. Она состояла из семи отрядов. В сентябре 1941 года к ней присоединили Харьковскую особую авиационную группу, которая составила ее 8-й отряд.

Призванные на фронт гражданские летчики-специалисты высокой квалификации не имели до конца 1942 года воинский званий и не числились в рядах Красной армии. Поэтому погибших в первые два года войны учитывали только в документах ГВФ. Большинство летчиков не значатся в донесениях потерь Министерства обороны и их имена не увековечены до сих пор. За годы войны Киевская группа потеряла 187 самолетов и 237 человек личного состава. Самые большие потери летного состава приходятся на 1941-й (172 человека) и 1942-й (67 человек) годы. Но потери на самом деле были больше, так как в 1941 году при выходе из окружения документацию авиагруппы уничтожили. Вместе с ней – и документы о первых награждениях и потерях. Восстановить их впоследствии не удалось

7 декабря 1942 года у деревни Пронск Ухоловского района Рязанской области разбился самолет одного из экипажей 3-го авиационного отряда Киевской особой авиационной группы. Причина гибели неизвестна. Несмотря на то, что на территории района боевые действия не велись, сюда долетали вражеские самолеты, так что бомбардировщик могли сбить. Но возможно, это были и технические неполадки.  Неизвестно также, какой это был самолет. Судя по количеству экипажа (от 4 до 6 человек), это мог быть Ли-2 или С-47 «Дуглас», Такие самолеты использовали как грузопассажирские, так и как бомбардировщики.

Когда местные жители прибежали к месту падения самолета, экипаж воздушной машины был еще жив. Летчиков доставили в Ухоловский военный госпиталь, но спасти жизнь никого из них не удалось, так как травмы оказались слишком тяжелыми. Торжественные похороны погибших летчиков состоялись на кладбище села Ухолово 15 декабря 1942 года. Проводить их в последний путь пришли практически все жители села.

Экипаж, захороненный на ухоловской земле:

Королик Эмиль Петрович. 1914 г.р. Место рождения г. Володарск, Военный инженер 3-го ранга. Инженер 3-го авиационного отряда Киевской ОАГ, капитан, награжден медалью «За боевые заслуги». Кандидат в члены ВКП(б).

Якобсон Мирон Вольфович. 1912 г.р. Место рождения Киевская обл., г. Белая Церковь. Старший политрук. Заместитель командира 3-го авиационного отряда Киевской ОАГ ГВФ по политической части. Награжден медалью «За боевые заслуги», орденом Красной Звезды.

Ишаничев Михаил Иванович. 1909 г.р. Техник-лейтенант. Бортовой авиационный техник 3-го авиационного отряда Киевской ОАГ ГВФ.

Хренов Николай Степанович. 1913 г.р. Лейтенант. Летчик 3-го авиационного отряда Киевской ОАГ ГВФ.

Поиском родственников занимались многие краеведы Ухоловского района.

Из воспоминаний фронтовика, учителя и краеведа Николая Вековищева:

«Красные следопыты Ухоловской средней школы под руководством учителя истории Тамары Шичалиной длительное время безуспешно разыскивали родственников погибших летчиков.

В 1987 году в почтовом отделении я совершенно случайно увидел отложенный в сторонку почтовый конверт с надписью «Переадресовать – Пронский район, город Пронск».  Но, прочитав на конверте адрес: «Рязанская область, Ухоловский район, поселок Пронск, красным следопытам», понял, что письмо все-таки пришло правильно. Оказалось, что писала в наш райцентр сестра Эмиля Королика, разыскивающая могилу брата.

Я выслал ей фотографию памятника, на обратной стороне фотографии указал свой адрес.

Уже в следующем году, 9 Мая, после праздничного митинга ко мне подошла незнакомая женщина и обратилась со словами: «Нас направили к вам. Я – дочь Эмиля Петровича Королика, а это мой муж. Мы хотели бы посетить могилу моего отца».

Эмиль Королик

Энн Эмильевна рассказала, что родилась в 1940 году, а отца призвали в армию в 1939, поэтому она никогда его не видела. В самом начале войны семью эвакуировали из Киевской области в Ташкент… Уже в Ташкенте мама второй раз вышла замуж – за друга отца. Но всю жизнь очень хотела найти могилу Эмиля…».

Поиски родственников других летчиков никаких результатов не принесли и о них ничего не известно по сей день.

Из воспоминаний очевидцев

Благодаря учителю истории Коноплинской школы Владимиру Дементьеву и краеведу Евгению Пажитнову сохранилось сочинение, которое добавило фактов о той трагедии.

Написала его, тогда еще ученица Коноплинской школы, Юлия Самошкина где-то в 2015 году:

«События Великой Отечественной войны обновились в памяти нашей семьи совсем недавно. В районной газете «Колос» мы прочитали заметку, которая называлась «Стрела самолета рванулась с небес».

И сразу же события этой трагедии всплыли в памяти моей бабушки, которая помнит, как ее мама – Софья Степановна Морозова, рассказывала, что самолет-бомбардировщик упал во время войны буквально за огородом ее дома в деревне Пронск.

Шел 1942 год. Баба Соня занималась стиркой и вдруг услышала гул самолета, который не был похож на звук ранее пролетавших над домом.

Бабушка выбежала на улицу и увидела падающий самолет, за которым тянулся черный дым. На ее глазах самолет врезался в землю на бугре за огородом. Она побежала к нему. Самолет от удара развалился. Были слышны стоны людей. Бабушка залезла к трещине в кабине и начала руками отдирать обивку самолета. Удалось проломить отверстие, в котором была видна кожаная куртка летчика. Бабушка с силой тянула за куртку. Так как голова человека была зажата между колен – все лицо было синее и в крови, а рядом у другого летчика из затылка торчал штурвал. Из кабины доносились стоны других летчиков, но вытащить их уже не было сил, руки были изодраны в кровь и в занозах от фанерной обшивки.

Она просила помощи у стоявших неподалеку женщин, но они побоялись подойти, самолет дымился и мог взорваться. Бабушка послала старшего сына Алексея (ему было 11 лет) домой за самодельными санками. Вместе они положили летчика на санки и повезли к дому. Он пришел в себя и все время повторял: «Боже мой, боже мой…» К месту падения стали сбегаться другие люди. Приехали председатель и бригадир. Председатель поругал бабушку: «Какое ты имела право подходить к военному самолету!» Потом приехал бригадир с женой на лошади, летчика положили на сани и увезли в Коноплинскую участковую больницу.

Как вытаскивали остальных, бабушка не видела – ее и всех других больше к самолету не подпустили. Всего летчиков было пятеро: двое сидели впереди, трое сзади. В больнице летчик пытался узнать фамилию той, которая его спасла. К нему приходила жена бригадира, но он сказал: «Я помню лицо той женщины, это не вы» и уточнил, что ищет ту, которая вытащила его из самолета.

Через некоторое время прилетел другой самолет и забрал летчика. Экипаж этого самолета останавливался на ночлег у нашей бабушки. И сам самолет привязывали стропами к большим деревьям около дома.

Бабушка не знала, как зовут этого летчика, спрашивать у прилетевшего экипажа не стала: обстановка была очень гнетущая, всем было не до этого. Остальных четверых летчиков отвезли в Ухоловский госпиталь, но спасти никого не удалось. Слишком тяжелые были травмы. Все они похоронены на Ухоловском кладбище. На их могилах стоит красивый памятник.

После войны в сельский Совет приходило письмо, в котором летчик в звании полковника просил помочь найти женщину, которая спасла ему жизнь. В школе объявили ученикам, чтобы спросили у родителей. Но бабушка узнала об этом слишком поздно, когда письмо с адресом затерялось.

Вот так трагедия военных лет коснулась нашей семьи. Мы преклоняемся перед подвигом героев-летчиков, чтим память о них и гордимся своей прабабушкой. О ее поступке, в котором есть сострадание и мужество, будем рассказывать своим детям и внукам.

Прабабушка Соня прожила 79 лет, родила 10 детей. У нее 28 внуков и 37 правнуков».