Учитель Светлана Поликанова: воспитывает Человека

«У буквы «в» при написании есть два способа соединения со следующей буквой слова – верхнее и нижнее», – слышится голос учительницы мягкий, спокойный, убедительный. Аккуратно, идеальным почерком выписывает «верхнее» и «нижнее» соединение мелом на доске. 18 маленьких школьников, сидящих в светлом классе за такими же маленькими партами, старательно пытаются повторить в прописи это самое соединение.

У всех получается по-разному, поэтому то один, то другой нетерпеливо поднимают руки, а кто и вслух подзывает учительницу, по-детски растягивая ставшее с 1 сентября самым главным для них имя: «Светлана Юрьевна-а!» И она к каждому подойдёт, наклонится, посмотрит, тихонько ободряюще подскажет, как и что надо делать. Спокойный, ровный, ласковый голос, лёгкое прикосновение – и пошла дальше, внимание нужно уделить каждому…

Всего несколько минут я наблюдала работу учителя начальных классов Хрущёвской средней общеобразовательной школы Светланы Юрьевны Поликановой, но и этого было достаточно, чтобы понять, что это учитель от Бога. И как же счастливо распорядилась судьба, что ещё в раннем детском возрасте помогла Светлане Юрьевне определиться с выбором будущей профессии – благодаря такой же замечательной, самой любимой первой учительнице из Большеполянской школы, которую она в своё время окончила.

У неё не было колебаний, кем быть. Только учителем и только начальных классов. Поступила в Спасское педучилище, училась легко и с удовольствием, участвовала в общественной жизни, даже была избрана секретарём студенческой комсомольской организации, а это было весьма почётное и ответственное поручение.

Окончила училище с отличием. Благодаря этому получила прекрасное распределение в одну из школ Рязани. Одиннадцать лет, которые Светлана Юрьевна проработала в городе, стали для неё временем профессионального роста и совершенствования, годами наработки бесценного опыта обучения и воспитания самых младших школьников, утверждения собственных педагогических принципов.

Какие, скажете вы, могут быть у учителя собственные принципы? Оказывается, могут. В первую очередь – воспитать Человека: не бездушного умника, напичканного знаниями, но холодного и чёрствого душой, а доброго, открытого, умеющего сострадать и готового оказать всякую помощь ближнему. Из этого вытекает и следующий её принцип: никогда не оставлять детей на второй год. Даже если ребёнок слабоват, учёба даётся ему тяжело – всё равно тянуть его изо всех сил, заниматься больше, чем с другими, постоянно держать под активным вниманием.

Академика из него не получится, так может, хлебороб будет отличный или слесарь-золотые руки. Главное – заложить в душу доброту. Светлане Юрьевне это удаётся, если судить по тому, что за все годы работы ни один из её учеников не пошёл по кривой дорожке, не занялся противоправными делами.

Недавно отмечали 25-летие окончания школы её первые ученики. Разумеется, пригласили на торжество и свою первую учительницу. Как порадовалась Светлана Юрьевна, что большинство из них – вполне успешные хорошие люди, работают, растят детей. И с искренней благодарностью вспоминают свою первую учительницу. Что же может быть лучше для человека?..

По семейным обстоятельствам Светлана Юрьевна переехала жить в Хрущёво. Здесь построила дом – деньги на строительство выделило управление образования области. И уже 20 лет верой и правдой служит делу образования и воспитания сельских школьников. Читаю в официальной характеристике, подписанной директором Хрущёвской средней школы Н.И. Антоновой: «Поликанова Светлана Юрьевна – учитель первой квалификационной категории, имеет высшее образование. За время работы стала педагогом-новатором, настоящим профессионалом. Это человек творческий, яркий, добивающийся устойчивых результатов в своей деятельности, находящийся в постоянном поиске, работающий в инновационном режиме. Она успешно апробирует новые учебники, гарантирующие развитие и высокое качество обученности учащихся. Терпеливо, уверенно, доброжелательно ведёт уроки, вводит в учебный процесс элементы новизны, занимательности, неожиданности, умело сочетая научность преподавания с доступностью… В совершенстве владеет различными формами уроков, эффективно применяет современные технологии проблемного обучения… В классах С.Ю. Поликановой наблюдается положительная динамика в интеллектуальном развитии детей, формировании познавательного интереса учащихся и мотивации обучения… Целенаправленная работа учителя даёт устойчивые положительные результаты при переходе на вторую ступень обучения…»

Согласитесь, что профессиональная характеристика выше всяких похвал. Но какой за этим просматривается неустанный учительский труд, какая повседневная работа над собой! По словам самой Светланы Юрьевны, вся её жизнь сосредоточена в школе и в её ребятишках. В её классном кабинете раньше всех загорается по утрам свет. У неё такое заведённое правило – приходить за час до начала занятий.

«Дети по детсадовской привычке приходят к половине восьмого, вот и я к ним подстраиваюсь. Да я и сама не представляю, как можно прийти на работу за 20 минут до урока», – говорит Светлана Юрьевна. Весь смысл и содержание жизни заключается для неё в школе, в её учениках. День знаний 1 сентября – самый любимый праздник. В отпуске начинает уже за месяц тосковать по школе, душа уже рвётся к своим малышам. За все годы работы только один раз пропустила 1 сентября, на три дня положили в больницу – так она плакала в три ручья от такого огорчения.

Человек активный, общительный, мобильный, заядлый театрал, Светлана Юрьевна очень любит вывозить своих ребят на экскурсии. Она считает, что это сплачивает детский коллектив, и, разумеется, служит эстетическому воспитанию, расширению кругозора малышей.

В Рязанском театре драмы, в театре для детей на Соборной, в Театре кукол она желанный гость, для неё и её детей оставляют билеты на все премьеры, обязательно извещают обо всех интересных спектаклях. Ей ничего не составляет отправиться с детьми на электричке в Рязань – нет ни одного музея, где бы они не побывали. И по области много ездят – были в музее керамики в Скопине, в Кораблинском краеведческом музее.

В нынешнем году у Светланы Юрьевны первый класс. «Мне везёт – у меня всегда такие дети хорошие», – рассказывает она. А я думаю, что несказанно повезло детям, у которых такая замечательная первая учительница. Всего месяц с небольшим они вместе, но я видела, с каким трогательно-доверительным выражением подбегал к ней то один, то другой малыш, и каждый норовил дотронуться до неё, потеребить за руку, полушёпотом сказать что-то своё.

Заслуги педагога высоко оценены. В 1993 году она стала победителем районного и участником областного этапов конкурса «Учитель года». В 2008 году победила в конкурсном отборе в рамках национального проекта педагогического образования. Много лет Светлана Юрьевна возглавляет школьное методическое объединение учителей начальных классов. Открытые уроки, которые она давала на межрайонной методической площадке в 2009–2010 годах, получили высокую оценку учителей начальных классов и методистов.

На днях у Светланы Юрьевны знаменательный юбилей. Хочется пожелать этой замечательной женщине ещё долгих лет плодотворной педагогической деятельности, сил и здоровья для воспитания достойного молодого поколения, личного счастья и благополучия.

Антонина Ларина

Учительница1.jpg

Учительница.jpg