В Шацком районе возрождают народный костюм. Сведения об элементах старинного костюма специалисты собирали несколько лет
Долгое время считалось, что в Шацке народный костюм не сохранился. Однако благодаря стараниям множества работников культуры вскоре и у Шацка будет повод для гордости, ведь сейчас активно идут работы по восстановлению народного костюма.
Впервые об этом стало известно во время концерта в честь Дня работников культуры в Муниципальном культурном центре. На сцену вышли четыре девушки, представив праздничные наряды Борковского и Польно-Ялтуновского поселений и два повседневных костюма Желанновского поселения XIX века. И хотя работа над ними пока не закончена, уже можно сказать точно: шацкий костюм не исчез бесследно, и скоро его смогут представить широкой общественности.
Элементы шацкого народного костюма работники Муниципального культурного центра, отдела культуры, историко-культурного центра и Желанновского краеведческого музея собирали годами буквально по крупицам. Они записывали воспоминания пожилых жителей района о том, в чем ходили их мамы и бабушки, собирали фото- и видеоматериалы, вели поисковые работы, привлекали экспертов… В 2021 году накопилось достаточно материалов, которые помогли окончательно разрушить устоявшееся мнение, что шацкий костюм утрачен, и вплотную заняться его восстановлением.
Первыми за работу взялись сотрудники Желанновского музея. Благодаря архивным записям и помощи Сергея Глебушкина, собирателя русского народного костюма, им удалось довольно подробно описать два повседневных костюма. Яркие, пышные, они, отличаются от привычных будничных нарядов русских женщин. По воспоминаниям, большинство жителей Шацкого района на каждый день предпочитали максимально простую одежду – юбку или сарафан темного цвета. Это подтверждают и случайные находки, например, в селе Эммануиловка. Там из сундука извлекли темно-синий сарафан из плотного материала. Местные жители подтвердили, что это настоящий наряд, которые некогда повседневно носила жительница села.
Семикилограммовый праздничный костюм
Борковские девушки наверняка умели удивлять всю округу своим невероятно пышным и ярким костюмом. На сегодняшний день точно известно, что подол их праздничного сарафана украшали 50 цветных складок! Они делали наряд очень пышным, но одновременно с этим и крайне тяжелым. По скромным подсчетам, весил он не менее пяти-семи килограммов.
По словам главного специалиста отдела культуры Шацкого района Ольги Сенцовой, сохранилась видеозапись с танцами в исполнении местного ансамбля «Борковская гармоника». Она, кстати, очень помогла в изучении праздничного Борковского костюма, хотя и не дала точных данных по тканям и, главное, деталям наряда, которым в старину уделяли особенное внимание.
Увидеть реальный Борковский костюм можно в историко-культурном центре. Его передала Валентина Аверичева, бывшая глава Борковского сельского поселения.
«А еще прошлой осенью к нам в руки попал альбом с фотографиями ветеранов Великой Отечественной войны, — рассказывает Юлия Уртикова. – И в нем были снимки того самого ансамбля «Борковская гармоника». Мы подробно изучили, во что они одеты. Так что эта приятная находка очень помогла нам в исследовательской работе. Неоценимую помощь нам оказал ныне покойный русский писатель, литературовед и историк русской культуры, библиограф Александр Николаевич Стрижев. Он родился в селе Тарадеи, и, вспоминая детские годы, написал нам письмо, в котором привел довольно подробное описание, как одевались жительницы Шацкого района. А еще огромную помощь и поддержку нам оказывает Сергей Глебушкин. Благодаря ему мы заново открываем для себя важнейшую частью шацкой культуры».
Польно-Ялтуновский костюм нашли в старинном сундуке
Крой Польно-Ялтуновского праздничного костюма выглядит более скромно по сравнению со сложным Борковским, однако за счет яркости цветов он привлекает внимание не меньше. Кстати, во многом именно благодаря ему у работников культуры появилась надежда, что их мечта по воссозданию шацкого костюма может стать реальностью. Праздничный сарафан совершенно случайно обнаружили в старом сундуке начальник отдела культуры Татьяна Паршина и заведующая туристско-экскурсионным отделом центра Любовь Яценково время визита в Польно-Ялтуновскую школу. Увидев это сокровище, они поняли, что нужно вплотную заниматься работой по изучению шацкого костюма.
Галерея не выбрана или была удалена.
Самый трудный этап работы – пошив
Когда закончили предварительное описание четырех нарядов, настало время их пошива, чтобы представить широкой аудитории. Но здесь работники культуры столкнулись с большой трудностью.
Главный специалист отдела культуры Ольга Сенцова:
«Подбор тканей оказался очень трудной задачей. Мы ездили закупать их в разные города, заказывали в интернет-магазинах. Часто сталкивались с тем, что не было нужного нам метража, а что еще хуже, качество было далеко от того, что нам нужно. Мы понимали, что едва ли найдем точно такой же материал, из какого шили наряды наши предки. Но он должен быть похож хотя бы по фактуре. В итоге все-таки нашли то, с чем можно начинать работу».
Пошивом занималась костюмер МКЦ Наталья Черемисина. И шить ей приходилось практически вслепую. Несмотря на сложность, первый этап работы был выполнен, образы костюмов готовы, и вот наряды впервые показали на шацкой сцене.
Начальник отдела культуры Татьяна Паршина:
«Над костюмами, конечно, предстоит еще немало поработать. Но нам важно было показать их зрителю такими, какими их воссоздали на этом этапе исследований. Мы хотели получить отзывы, комментарии от знающих людей, чтобы они подсказали, на что нужно обратить внимание. И, к счастью, нам уже указали на недочеты, над которыми сейчас работаем. Также мы будем рады, если шатчане хорошенько изучат, что хранится в их сундуках. Вдруг там окажутся старинные украшения, ткани или полный праздничный или повседневный наряд. Нам любая помощь очень важна!»
Шацкий костюм сильно отличается от других рязанских
Вернувшись с Всероссийского форума фольклористов, Татьяна Паршина отметила для себя, что шацкие костюмы сильно отличаются от всех рязанских. Более того, они разные от поселения к поселению! И новые находки это только доказывают. Юлия Уртикова объяснила подобную разницу тем, что через Шацк проходил торговый путь, по которому проезжали люди со всей страны, привозя с собой различные товары, в том числе и ткани. Кроме того, сам уезд находился на границах нескольких губерний (напомним, Шацк был частью Тамбовской губернии до 1923 года), и на его территории жили разные народы. Все это позволило шацкому костюму обрести свою уникальность.
Татьяна Паршина, конечно, переживает, что рязанские деятели культуры, фольклористы могут не сразу принять шацкий наряд, слишком уж он отличается от всех прочих. Однако документы, фото- и видеозаписи, воспоминания местных жителей подтверждают, что работники культуры движутся в правильном направлении.
Мы будем следить за исследованиями.
Галерея не выбрана или была удалена.