Воевавшие в скопинском небе
Прошло почти 80 лет с тех пор, как под Москвой разыгралось грандиозное сражение, в ходе которого решалась судьба не только нашей столицы, но и всей страны. В те дни по скопинской земле тоже прокатилась война. Благодаря мужеству воинов Красной Армии наш город и Скопинский район в короткие сроки были освобождены от оккупантов. Большую роль в этом сыграли не только солдаты, морские пехотинцы Василия Молева и ополченцы, но и советские летчики.
11-я смешанная
21 ноября 1941 года немецкие подразделения из состава 2-й танковой армии Гудериана вошли в Горловский район, входивший тогда в состав Московской области. До Скопина им оставалось всего несколько десятков километров. Колонны врага наступали без особой опаски, противник знал – территория Скопинского района не прикрыта регулярными частями Красной Армии. Действительно, наших наземных войск в тот момент здесь практически не было. Однако с воздуха территорию прикрывала советская авиация, перед которой была поставлена задача – максимально задержать продвижение врага.
Наш район находился в зоне действия 11-й смешанной авиационной дивизии. Прежде чем оказаться в скопинском небе, она прошла тяжелый путь. В начале войны авиадивизией командовал генерал-лейтенант Григорий Пантелеевич Кравченко. К тому времени он был уже известным летчиком-асом, дважды Героем Советского Союза, командиром, имевшим опыт боев в Китае, на Халхин-Голе, участником советско-финской войны. В результате внезапного нападения врага советская авиация приграничных округов понесла огромные потери. 11-я САД не стала исключением – за первые два дня войны она лишилась всех самолетов: большинство из них не успели взлететь и были уничтожены противником на своих аэродромах. Лишь немногие машины сумели подняться в воздух. Ведя неравные бои, летчики 11-й смешанной сбили несколько немецких самолетов. Но утратившую всю материальную часть дивизию пришлось отвести в тыл.
В июле 1941 года 11-я САД вернулась на фронт. И вновь тяжелые бои и большие потери. В начале августа в трех полках авиадивизии насчитывалось лишь 17 самолетов (из них – 7 неисправных), но летчики генерала Кравченко продолжали выполнять боевые задачи. Осенью 1941 года авиационное соединение вело активную борьбу против войск Гудериана, рвущихся к Москве с юга. С 13 ноября 11-ой САД стал командовать Герой Советского Союза Андрей Александрович Ложечников, а перед бывшим комдивом Ставка поставила задачу – возглавить действия ВВС 3-й армии Брянского фронта. Основой этих сил, в конце ноября сведенных в авиагруппу (так называемая группа Кравченко), стала 11-я смешанная авиадивизия. Она расположилась в Ряжске, откуда советские самолеты отправлялись на боевые задания. К тому времени враг уже подходил к Скопину.
Из журнала боевых действий
Особое внимание наши летчики уделяли дорогам: обнаруживали автоколонны немцев и старались их уничтожить. Главной ударной силой 11-ой САД были штурмовики ИЛ-2. Эти самолеты, разработанные авиаконструктором Сергеем Ильюшиным, появились в Красной Армии еще перед войной. Они предназначались для огневой поддержки наземных войск с воздуха. Штурмовики наносили удары по вражеской пехоте и технике, используя свое вооружение: авиационные пушки и неуправляемые реактивные снаряды.
О том, что происходило тогда на скопинской земле, можно узнать из журнала боевых действий 11-ой САД. В этом документе по-военному сжато, но правдиво, отражена обстановка тех ноябрьских дней. Каждый вылет – это не только атаки на врага, но и возможность собрать сведения. Летчики аккуратно фиксировали передвижения немцев и их численность. Запись от 24 ноября 1941 года:
«От Горлово на Кремлево, от Кремлево на Скопин движение отдельных автомашин. В д.д. Половнево, Бутырки большое скопление пехоты и автомашин до 150 шт.»
Запись от 25 ноября:
«От Павелец на Скопин движение до 60 автомашин, 40 мотоциклистов, 2 бронемашины. На з.(западной) окраине Скопин(а) на территории завода 4 автомашины с пехотой, одна танкетка, два тягача. На с.з.(северо-западной) окраине Скопин(а) сосредоточено до 50 автомашин с пехотой».
Из кабин самолетов пилотам были хорошо видны последствия боев и следы разрушений. Записи от 24–27 ноября:
«Ю.в. (юго-восточная) окраина Скопин(а) – горит завод. У ст. Кремлево взорвано 2 ж.д. моста. Горлово – горит… На западной окраине Скопин(а) наблюдается пожар… горит завод и несколько крупных домов… В Горлово 4 очага пожара…»
О ратной работе советских летчиков журнал боевых действий рассказывает также емко и конкретно. К дням боев за Скопин относится, например, такая запись:
«На с(еверной) окр(аине) Скопин(а) одна автомашина, 15 чел. пехоты, 6 мотоциклистов…»
Далее следует характерная приписка:
«…штурмовкой уничтожили все».
Поддержку, оказанную летчиками 11-ой САД, освобождавшим наш город морским пехотинцам полковника Молева, хорошо запомнили участники тех событий – юный разведчик Евгений Дронов и старший лейтенант 84-й отдельной мотострелковой бригады Ян Сурнин. Их воспоминания содержатся в книге скопинского краеведа Вячеслава Егорова «Скопин – осень 1941 года». Советские штурмовики с ревом проносились над городом на низкой высоте, деморализуя немцев, а после освобождения Скопина помогли бойцам 84-й ОМСБ разгромить колонну врага, который вновь попытался начать наступление на город со стороны Горлова. Можно только представить, с каким удовлетворением наши летчики наблюдали последствия штурмовок. Из записи от 27 ноября:
«От Горлово до Кремлево… на всем протяжении этой дороги много разбитых автомашин противника».
Высокого мнения о нашей авиации были не только советские бойцы и скопинцы, но и враги.
«Унтер-офицер по фамилии Вальтер из батальона мотоциклистов 18-й танковой дивизии Вермахта был ранен и пленен в Скопине. На допросе он рассказывал, что его наступающая мотоколонна сильно страдала из-за активных действий советской авиации. Пленный особенно хвалил самолет, который низко ходит и своим огнем уничтожает все. Таким был отзыв о нашем ИЛ-2», – пишет Вячеслав Егоров.
Не вернулись из полета
Однако 11-я САД тоже несла потери. Особенно дорого обходились штурмовки важных населенных пунктов, захваченных врагом, так как в них немцы устанавливали много средств противовоздушной обороны. Не дремала и вражеская авиация, поэтому часто советские штурмовики вылетали на задания в сопровождении истребителей И-16 и ЛаГГ-3. Но это помогало не всегда. По сводкам штаба авиадивизии, 25 ноября для атаки колонн противника на дороге Горлово–Скопин вылетели два ИЛ-2 (их пилотировали лейтенант Уланков и сержант Гайшун) и три ЛаГГ-3. В сводке сказано: «С выполнения боевой задачи не вернулись лейтенант Уланков и три ЛаГГ–3. Вернулся сержант Гайшун». К сожалению, документ не содержит фамилий летчиков, пилотировавших истребители, и также, как лейтенант Уланков, погибших смертью храбрых за скопинскую землю. Но мы знаем имена других героев-летчиков, отдавших жизни за освобождение нашего района. Работая в архивах, их установил краевед Вячеслав Егоров. Это воины 241-го штурмового авиационного полка 11-ой САД: старший лейтенант Алексей Ярытенко, младшие лейтенанты Владимир Силкин и Михаил Иванов, сержант Михаил Болванов.
Под ударами наших войск и авиации враг все-таки начал откатываться на запад, оставив Скопин, Горлово, Михайлов… Вместе с наступающим фронтом двигалась вперед и 11-я авиадивизия. Она стала базироваться в районе Ступино–Новомосковск. Полковник Андрей Ложечников был ее командиром до 13 февраля 1942 года. Он прошел всю войну, командуя различными авиасоединениями. После войны жил в Ленинграде. Генерал-лейтенант Григорий Кравченко продолжил воевать на Брянском фронте, а затем воевал на Калининском и Волховском, часто сам вылетал на боевые задания. 23 февраля 1943 года он погиб в воздушном бою.
Галерея не выбрана или была удалена.