Always Active

Necessary cookies are required to enable the basic features of this site, such as providing secure log-in or adjusting your consent preferences. These cookies do not store any personally identifiable data.

No cookies to display.

Functional cookies help perform certain functionalities like sharing the content of the website on social media platforms, collecting feedback, and other third-party features.

No cookies to display.

Analytical cookies are used to understand how visitors interact with the website. These cookies help provide information on metrics such as the number of visitors, bounce rate, traffic source, etc.

No cookies to display.

Performance cookies are used to understand and analyse the key performance indexes of the website which helps in delivering a better user experience for the visitors.

No cookies to display.

Advertisement cookies are used to provide visitors with customised advertisements based on the pages you visited previously and to analyse the effectiveness of the ad campaigns.

No cookies to display.

Воевавшие в скопинском небе

Прошло почти 80 лет с тех пор, как под Москвой разыгралось грандиозное сражение, в ходе которого решалась судьба не только нашей столицы, но и всей страны. В те дни по скопинской земле тоже прокатилась война. Благодаря мужеству воинов Красной Армии наш город и Скопинский район в короткие сроки были освобождены от оккупантов. Большую роль в этом сыграли не только солдаты, морские пехотинцы Василия Молева и ополченцы, но и советские летчики.

11-я смешанная

21 ноября 1941 года немецкие подразделения из состава 2-й танковой армии Гудериана вошли в Горловский район, входивший тогда в состав Московской области. До Скопина им оставалось всего несколько десятков километров. Колонны врага наступали без особой опаски, противник знал – территория Скопинского района не прикрыта регулярными частями Красной Армии. Действительно, наших наземных войск в тот момент здесь практически не было. Однако с воздуха территорию прикрывала советская авиация, перед которой была поставлена задача – максимально задержать продвижение врага.

Наш район находился в зоне действия 11-й смешанной авиационной дивизии. Прежде чем оказаться в скопинском небе, она прошла тяжелый путь. В начале войны авиадивизией командовал генерал-лейтенант Григорий Пантелеевич Кравченко. К тому времени он был уже известным летчиком-асом, дважды Героем Советского Союза, командиром, имевшим опыт боев в Китае, на Халхин-Голе, участником советско-финской войны. В результате внезапного нападения врага советская авиация приграничных округов понесла огромные потери. 11-я САД не стала исключением – за первые два дня войны она лишилась всех самолетов: большинство из них не успели взлететь и были уничтожены противником на своих аэродромах. Лишь немногие машины сумели подняться в воздух. Ведя неравные бои, летчики 11-й смешанной сбили несколько немецких самолетов. Но утратившую всю материальную часть дивизию пришлось отвести в тыл.

В июле 1941 года 11-я САД вернулась на фронт. И вновь тяжелые бои и большие потери. В начале августа в трех полках авиадивизии насчитывалось лишь 17 самолетов (из них – 7 неисправных), но летчики генерала Кравченко продолжали выполнять боевые задачи. Осенью 1941 года авиационное соединение вело активную борьбу против войск Гудериана, рвущихся к Москве с юга. С 13 ноября 11-ой САД стал командовать Герой Советского Союза Андрей Александрович Ложечников, а перед бывшим комдивом Ставка поставила задачу – возглавить действия ВВС 3-й армии Брянского фронта. Основой этих сил, в конце ноября сведенных в авиагруппу (так называемая группа Кравченко), стала 11-я смешанная авиадивизия. Она расположилась в Ряжске, откуда советские самолеты отправлялись на боевые задания. К тому времени враг уже подходил к Скопину.

Из журнала боевых действий

Особое внимание наши летчики уделяли дорогам: обнаруживали автоколонны немцев и старались их уничтожить. Главной ударной силой 11-ой САД были штурмовики ИЛ-2. Эти самолеты, разработанные авиаконструктором Сергеем Ильюшиным, появились в Красной Армии еще перед войной. Они предназначались для огневой поддержки наземных войск с воздуха. Штурмовики наносили удары по вражеской пехоте и технике, используя свое вооружение: авиационные пушки и неуправляемые реактивные снаряды.

О том, что происходило тогда на скопинской земле, можно узнать из журнала боевых действий 11-ой САД. В этом документе по-военному сжато, но правдиво, отражена обстановка тех ноябрьских дней. Каждый вылет – это не только атаки на врага, но и возможность собрать сведения. Летчики аккуратно фиксировали передвижения немцев и их численность. Запись от 24 ноября 1941 года:

«От Горлово на Кремлево, от Кремлево на Скопин движение отдельных автомашин. В д.д. Половнево, Бутырки большое скопление пехоты и автомашин до 150 шт.»

Запись от 25 ноября:

«От Павелец на Скопин движение до 60 автомашин, 40 мотоциклистов, 2 бронемашины. На з.(западной) окраине Скопин(а) на территории завода 4 автомашины с пехотой, одна танкетка, два тягача. На с.з.(северо-западной) окраине Скопин(а) сосредоточено до 50 автомашин с пехотой».

Из кабин самолетов пилотам были хорошо видны последствия боев и следы разрушений. Записи от 24–27 ноября:

«Ю.в. (юго-восточная) окраина Скопин(а) – горит завод. У ст. Кремлево взорвано 2 ж.д. моста. Горлово – горит… На западной окраине Скопин(а) наблюдается пожар… горит завод и несколько крупных домов… В Горлово 4 очага пожара…»

О ратной работе советских летчиков журнал боевых действий рассказывает также емко и конкретно. К дням боев за Скопин относится, например, такая запись:

«На с(еверной) окр(аине) Скопин(а) одна автомашина, 15 чел. пехоты, 6 мотоциклистов…»

Далее следует характерная приписка:

«…штурмовкой уничтожили все».

Поддержку, оказанную летчиками 11-ой САД, освобождавшим наш город морским пехотинцам полковника Молева, хорошо запомнили участники тех событий – юный разведчик Евгений Дронов и старший лейтенант 84-й отдельной мотострелковой бригады Ян Сурнин. Их воспоминания содержатся в книге скопинского краеведа Вячеслава Егорова «Скопин – осень 1941 года». Советские штурмовики с ревом проносились над городом на низкой высоте, деморализуя немцев, а после освобождения Скопина помогли бойцам 84-й ОМСБ разгромить колонну врага, который вновь попытался начать наступление на город со стороны Горлова. Можно только представить, с каким удовлетворением наши летчики наблюдали последствия штурмовок. Из записи от 27 ноября:

«От Горлово до Кремлево… на всем протяжении этой дороги много разбитых автомашин противника».

Высокого мнения о нашей авиации были не только советские бойцы и скопинцы, но и враги.

«Унтер-офицер по фамилии Вальтер из батальона мотоциклистов 18-й танковой дивизии Вермахта был ранен и пленен в Скопине. На допросе он рассказывал, что его наступающая мотоколонна сильно страдала из-за активных действий советской авиации. Пленный особенно хвалил самолет, который низко ходит и своим огнем уничтожает все. Таким был отзыв о нашем ИЛ-2», – пишет Вячеслав Егоров.

Не вернулись из полета

Однако 11-я САД тоже несла потери. Особенно дорого обходились штурмовки важных населенных пунктов, захваченных врагом, так как в них немцы устанавливали много средств противовоздушной обороны. Не дремала и вражеская авиация, поэтому часто советские штурмовики вылетали на задания в сопровождении истребителей И-16 и ЛаГГ-3. Но это помогало не всегда. По сводкам штаба авиадивизии, 25 ноября для атаки колонн противника на дороге Горлово–Скопин вылетели два ИЛ-2 (их пилотировали лейтенант Уланков и сержант Гайшун) и три ЛаГГ-3. В сводке сказано: «С выполнения боевой задачи не вернулись лейтенант Уланков и три ЛаГГ–3. Вернулся сержант Гайшун». К сожалению, документ не содержит фамилий летчиков, пилотировавших истребители, и также, как лейтенант Уланков, погибших смертью храбрых за скопинскую землю. Но мы знаем имена других героев-летчиков, отдавших жизни за освобождение нашего района. Работая в архивах, их установил краевед Вячеслав Егоров. Это воины 241-го штурмового авиационного полка 11-ой САД: старший лейтенант Алексей Ярытенко, младшие лейтенанты Владимир Силкин и Михаил Иванов, сержант Михаил Болванов.

Под ударами наших войск и авиации враг все-таки начал откатываться на запад, оставив Скопин, Горлово, Михайлов… Вместе с наступающим фронтом двигалась вперед и 11-я авиадивизия. Она стала базироваться в районе Ступино–Новомосковск. Полковник Андрей Ложечников был ее командиром до 13 февраля 1942 года. Он прошел всю войну, командуя различными авиасоединениями. После войны жил в Ленинграде. Генерал-лейтенант Григорий Кравченко продолжил воевать на Брянском фронте, а затем воевал на Калининском и Волховском, часто сам вылетал на боевые задания. 23 февраля 1943 года он погиб в воздушном бою.

Галерея не выбрана или была удалена.

Новости партнеров