Always Active

Necessary cookies are required to enable the basic features of this site, such as providing secure log-in or adjusting your consent preferences. These cookies do not store any personally identifiable data.

No cookies to display.

Functional cookies help perform certain functionalities like sharing the content of the website on social media platforms, collecting feedback, and other third-party features.

No cookies to display.

Analytical cookies are used to understand how visitors interact with the website. These cookies help provide information on metrics such as the number of visitors, bounce rate, traffic source, etc.

No cookies to display.

Performance cookies are used to understand and analyse the key performance indexes of the website which helps in delivering a better user experience for the visitors.

No cookies to display.

Advertisement cookies are used to provide visitors with customised advertisements based on the pages you visited previously and to analyse the effectiveness of the ad campaigns.

No cookies to display.

Юлия Никитушкина из Пителинского района в 20 лет стала пилотом

22-летняя  Юлия Никитушкина, уроженка Пителинского района, управляет пассажирским самолетом с почти двумя сотнями пассажиров на борту. На сегодняшний день она самый молодой пилот авиакомпании.

Объявление командира экипажа по громкой связи перед вылетом «… сегодня с вами командир корабля Иванов и второй пилот Юлия Никитушкина» и женский голос основного пилота не является ныне чем-то удивительным. В уже на начало 2018 года женщины были представлены в разных специальностях: инженеры – 592 человека, водители – 5, техники – 3, командиры воздушного судна (КВС) – 6 человек и 25 вторых пилотов. Но в 20 лет стать полноценным вторым пилотом! Вот что удивляет и восхищает одновременно.

Корреспондент районной газеты «Сельская жизнь» встретился с Юлией, когда она приезжала в село Пеньки к бабушке Инессе Федоровне. Из первых уст он услышал, как ей удалось в столь молодом возрасте стать пилотом, насколько сложным был этот путь и каково это – управлять пассажирским самолетом. А еще она ответила на многочисленные вопросы читателей районной газеты «Сельская жизнь».

– Юлия, как вам в 20 лет удалось стать полноценным пилотом пассажирского самолета в самой большой авиакомпании России?

– На самом деле, в этом нет чего-то удивительного. Сразу после окончания Пителинской средней школы, кстати, с золотой медалью, я решила поступать в Сасовское летное училище гражданской авиации имени Героя Советского Союза Г.А. Тарана. Окончила его в июне прошлого года, пришла устраиваться в авиакомпанию. Меня приглашали и в другие российские авиакомпании, но я выбрала именно эту.

Главной проблемой для выпускников летных училищ является недостаточное знание английского языка, более того, технического английского. Я решила заниматься им еще в летном училище. Дальше все стандартно: несколько месяцев переподготовки в учебно-летном отряде, бесконечные занятия, тесты, тренировки и полеты на симуляторе в городе Ульяновске. Для сведения, этот тренажер дает 95-процентную имитацию полета. Затем экзамены, которые принимает очень строгая мандатная квалификационная комиссия (МКК). В экзаменационной группе я была единственной девушкой.

Председатель комиссии после всех экзаменов поставил меня в пример, как нужно отвечать на вопросы. Далее три месяца летала в качестве пилота-стажера и в апреле этого года отправилась в первый рейс в качестве полноправного второго пилота.

– Очень волновались в тот день?

– Если честно, то не совсем. Я же на тот момент отлетала почти 300 часов в кресле «второго», совершила 56 рейсов стажером. Поэтому мой самостоятельный полет в Барселону был почти таким же, как и другие. Только пилота-инструктора в этот раз не было за спиной.

– Юлия, расскажите о первых полетах.

– Поначалу очень волновалась. Но всегда перед полетом вспоминаю слова моего инструктора: «Не старайся делать лучше, что ты делаешь, и так хорошо». Напряжение в кресле пилота чудовищное, прилетаешь – и тебя сразу после приземления ждет масса процедур. Нужно успеть «сдать» этот полет и тут же готовиться к обратному рейсу. Пока заполняешь документы, в самолет уже загружают багаж, и бортпроводники начинают посадку пассажиров. Иногда приходилось летать в так называемую «спарку» – спаренный рейс. Например, вылетаем из Шереметьева в Норвегию, оттуда в Германию, а только затем домой. За время стажировки и самостоятельных полетов я успела побывать во Франции, Испании, Германии, Чехии, Австрии, Израиле, Румынии, Норвегии.

– А появились ли у вас любимые или нелюбимые аэропорты?

– Только вчера я прилетела из Берлина. Аэропорт свободный, шикарный, очень легкое руление. Мне очень понравилось. Вот рейс в Париж дался сложно. Много полос, большая загруженность. В Минске понравилось, на этом маршруте идеальная продолжительность полета: здесь с одной стороны динамика работы, с другой – можно все делать без спешки.

Юлия рассказала, что сложности бывают разные: плохая погода, обходы грозовых фронтов, снегопады, попадание птиц в двигатели, фюзеляж, кабину самолетов. Это обычное дело для пилотов, они к ним готовы страха во время таких полетов нет, со всеми возникающими ситуациями они справляются без проблем.

Отвечая на вопрос, суеверна ли она, Юлия ответила, что нет, а верит только в хорошие приметы. Всегда помнит слова своего инструктора: «У пилота должен быть настрой на положительный исход каждого полета!»

Ответила Юлия и на вопросы читателей «районки»:

– Летать – это ваша детская мечта?

– Нет, такой мечты не было. Идею стать пилотом мне подбросил наш земляк, Геннадий Владимирович Марочкин, пилот-инспектор Сасовского летного училища. Предложил поступать и сказал: «Закончишь его, если не понравится или поймешь, что это не твое, всегда будет время пойти по другому пути». Но я – упрямая. И добилась того, чего хотела.

– Почему выбрали летать именно на Airbus?

– Мне он показался более женственным что ли по сравнению с другими самолетами. Кроме того, в нем классические самолетные штурвалы заменены боковыми ручками (сайдстиками), расположенными по бокам кабины. Высокий уровень автоматизации управления самолетом и его системами позволяют ограничить число членов экипажа двумя пилотами. По этим и многим другим причинам А320 пользуется большой популярностью во всем мире. Я не исключение.

– Сколько времени в полете самолет ведет автопилот?

– Одно из золотых правил нашей компании – максимальное и грамотное использование автоматизации, поэтому после набора высоты около 1000 футов, мы активируем автопилот, дальше работа за ним. Фактически вручную мы осуществляем только взлет и посадку. Даже во время обхода грозы все делает автоматика, только режимы работы ее другие.

– Какая стадия полета нравится больше всего?

– Каждая стадия – взлет, сам полет, посадка – хороша по-своему и несет положительные эмоции. Но все-таки, наверное, посадка.

– Сколько длится смена пилота?

– Это зависит от продолжительности рейса и времени пребывания в воздухе. Но максимально – не более 12 часов.

– Какие главные качества должны быть у пилота?

– Для себя я поняла – целеустремленность, умение быстро принимать решения, устойчивость к стрессам, коммуникабельность, смелость. Без этих качеств нельзя, это залог успеха.

– Как реагируют пассажиры на такого юного пилота?

– Поначалу иногда даже в аэропорту Шереметьево на таможне путали с бортпроводницами. Только когда показывала летное удостоверение, очень удивлялись моему возрасту. А пассажиры тоже часто удивляются, восхищаются, начинают фотографировать. Но никто не возмущается и не пугается, когда видит девушку в кресле пилота.

– Что делает второй пилот в полете, какие его задачи?

– Пройдя обязательный медицинский осмотр, занимаюсь предполетным осмотром самолета, подготовкой кабины. Конечно, в воздухе ключевые решения принимает КВС, а что касается механики, то разделения нет. Кроме того, второй пилот ведет радиообмен с диспетчерами аэропортов, на нем вся документация.

– Кофе или чай вы просите в полете у бортпроводниц?

– Обычно, если раннее утро или поздний вечер, то кофе с молоком без сахара. А днем чай с жасмином или мой любимый апельсиновый сок.

– Ведете ли вы свой Инстаграм?

– Да, веду, но в нем пока не очень много читателей. Выкладываю там свои фото – небо, самолеты и, конечно, я. Есть подписчики из других стран, интересуются: как я стала пилотом, где училась и так далее.

Фото из личного архива Юлии Никушкиной, выполнены на некритических этапах полета

Новости партнеров