За российскими школами на законодательном уровне закрепили воспитательную функцию

С сентября за школами России на законодательном уровне закреплена воспитательная функция. За нее выступала Уполномоченный по правам ребенка Анна Кузнецова. В июле 2020 года законопроект подписал президент Владимир Путин.

Глава государства обозначил воспитание школьников как федеральную задачу. В связи с этим возникла необходимость инициировать и принять программу по модернизации воспитательной деятельности с участием всех заинтересованных ведомств.

По словам Анны Кузнецовой, план воспитательной работы должен быть многокомпонентным: школа, семья, сфера допобразования, вопросы культурно-эстетического и спортивного развития. Все это должно выстраиваться в гармоничную систему, направленную на развитие личности ребенка.

Поимо прочего, речь идет о необходимости внедрить в школьную программу новую дисциплину – семьеведение. Ее будут преподавать в рамках существующих гуманитарных предметов.  Проект уже реализуют в 60 пилотных регионах. Сейчас прорабатывают вопрос о создании соответствующего учебника.

По информации министерства образования и молодежной политики Рязанской области, с 1 сентября 2021 года воспитательный процесс в рязанских школах начнется в соответствии с рабочими программами воспитания. Каждая образовательная организация разрабатывала их самостоятельно.

В Рязанской области разработка и внедрение рабочих программ началась в октябре 2019 года после форума «Современные вызовы современному образованию». В течение прошлого учебного года прошло три обучающих семинара по вопросам разработки программ для руководителей школ и их заместителей по воспитательной работе. Также семинары прошли для классных руководителей на уровне муниципалитетов.

Примерная программа воспитания – это «конструктор», состоящий их 12 модулей, из которых школы создавали необходимые для них собственные программы, подбирая и добавляя «детали» под свою специфику. Главная особенность программы – личностно-ориентированный подход, выстраивание взаимоотношений ребёнок – взрослый в ходе совместной деятельности.

В школах региона накоплен богатый опыт организации воспитательной работы, опыт шести школ представили на областной выставке «Калейдоскоп воспитательных систем»:

— МОУ «Крутоярская СОШ» Касимовского района по профориентации школьников;

— ОГБОУ «Школа № 26» по туристско-краеведческой работе;

— МБОУ «Занино-Починковская  СОШ» Шиловского района по экологическому воспитанию;

— МОУ «Чапаевская  СОШ» Михайловского района по развитию волонтерского движения;

— МОУ «Школа № 6» г. Сасово по патриотическому воспитанию;

— МОУ «Школа № 40» г. Рязани по духовно-нравственному воспитанию.

Комментарий эксперта

Анжелика Евдокимова, Уполномоченный по правам ребенка в Рязанской области: 

«Полностью поддерживаю инициативу о закреплении за школами воспитательной функции.  Следует отметить, что для отечественного образования это не новость. В советских школах педагоги активно участвовали в воспитательном процессе подрастающего поколения. Однако сейчас новые времена, и они требуют новых подходов».