В Александро-Невском районе жители села Благие гуляли на Ивана Купалу

Представление развернулось на поляне, украшенной рушниками, лентами, соломенным Купалой, птицами из травы. В гости к сельчанам пришли традиционные персонажи купальских гуляний: Купалинка, Аграфена Купальница, Солнце Красное, Морской царь со своей свитой, добры молодцы да красны девицы. И, конечно, не обошлось без «нечисти» – Злыдни и Злыдуха. Все роли  в представлении  играли участницы клуба «Беседушка».

Пришла к людям Аграфена Купальница и рассказала красивую, но очень печальную легенду о том, как появился праздник Ивана Купалы.

По легенде в далекие времена, когда предки наши были язычниками, родились у бога огня Семаргла и Богини Купальницы, близнецы – мальчик и девочка. Имя мальчику дали Купала, был он светел и бел, его взгляд, как вода, был прозрачен и нежен. Девочку звать стали Костромой, и была она яркая, как огонь. Однажды утром отправились они к речке Смородине послушать пение волшебных птиц. Не заметила Кострома, как ее брата унесла птица Сирин в царство темное, мертвое, и там спрятала на годы долгие.

Кострома выросла, стала девицей. Женихи к Костроме часто сватались, даже Велес, мудрейший Бог, на нее частенько заглядывался, но никто из них Костроме был не люб.

– Нет из них никого мне под стать, – говорила она часто матушке, – среди них для меня нет равного.

И вздыхала в ответ мать Ночь Купальница.

–Тише! – говорила дочке. – Бойся, беды, краса твоя равна гордости, как бы боги на то не разгневались.

Но не слушала мать Кострома бойкая, все смеялась. Вместе с девицами другими плела венки, гадала на суженого, да на воду пускала. Но за прихоть девичью, за гордость, за слова, богам обидные, наказать решили они девицу Кострому. По реке поплыл веночек ее в неизведанные края, а было это накануне Иванова дня. Как раз в ту пору по реке в лодке плыл Купала. Стал он по сторонам смотреть и увидел венок. Наклонился Купала, подхватил венок. В тот же миг понесла Купалу лодочка прямо к той, что венок чудесный бросила. Прямо к девице той его лодочка вынесла, вышел на берег Купала, венок в руках держа. Так стояли они, друг на друга глядючи. И влюбились друг в дружку без памяти. Не узнали друг друга Купала с Костромой – знать, то Велеса была задумка тайная. В ту же ночь, ни о чем никого не спрашивая, поженились Купала и Кострома. А поутру боги открыли им правду горькую. И как только открылась истина, в страшный миг тот их счастье кончилось. Теперь не было им больше места на земле. Не могли они жить в супружестве, но и порознь жить тоже не могли.

С горя прыгнул Купала в костер и исчез, словно его и не было, а Кострома в лесное озеро бросилась, и сомкнулись над ее головой воды. Стала русалкой  печальной веселая Кострома.

Поняли боги, что жестоко поступили с Купалой и Костромой. И решили вернуть  их к жизни, превратив близнецов в цветок, да так, чтоб были они неразлучны вовек. И на поляне лесной выросли цветы яркие и таинственные, иван-да-марья их величают сейчас.

А самого Купалу стали люди почитать Богом лета, полевых цветов и лесных плодов, богом очищения и ис­купления. С тех пор, как погибли Купала и Кострома и возродились в цветке, стали наши далекие предки праздник праздновать в честь Купалы.

Услышав легенду, на поляну к благовцам пожаловала Купалинка. Вместе с Аграфеной Купальницей и зрителями они вспомнили лечебные травы, которые в купальскую ночь приобретают особую силу. Купалинка рассказала о цветке папоротника, который расцветает только на Ивана Купалу, о том, как праздновали наши предки этот праздник, о купальском костре и венках, на которых девушки гадали на суженого. А еще наши пращуры в этот день вешали над входом в дом венки из крапивы, чтобы никакая нечисть не могла в жилье пробраться и навредить людям и животным. Внимательно слушали люди Купалинку, как вдруг на праздничной поляне появились Злыдня и Злыдух, очень недовольные тем, что люди праздник Купалья празднуют. Увидели Купалинку, решили увести ее в лес, утопить в болоте, чтобы не было больше повода праздновать, костры жечь, да хороводы водить. А сами завели со зрителями игры:  «Слезы Купалинки» и «Пес Злогав».

Но тут на поляну вышло Солнышко Красное, опечаленное тем, что люди в злые игры играют. Оно решило наказать злыдней. Приказало им Купалинку вернуть и отправиться к Морскому царю, чтобы подписать разрешение на начало купального сезона.

А Морской царь как раз в своем царстве изводил капризами очаровательных русалочек и мечтал побывать на суше, где Купалье празднуют, хороводы водят. Очень обрадовался он появлению злыдней, приглашению на празднование Ивана Купалы. Разрешение купаться подписал, и вместе со свитой на праздник отправился. Там окропил и напоил всех морской водой. Позвал поиграть зрителей в игру «Ручеек».

После игры на поляну вышли парни с соломенным Купалой и с поклоном  вручили его девушкам. Они же в ответ надели на парней венки из луговых цветов и  трав. И снова завели большой купальский хоровод под песню «Купалинка».

Тут сумерки наступили, и Солнышко красное пригласило всех пройти к купальскому костру. У большого костра снова водили хоровод,  пели. А когда огонь немного угас, молодежь с удовольствием прыгала через костер…

Прямая речь

Рита Кузнецова, участница праздника:

– В библиотечных праздниках я участвую постоянно. Мне нравиться  бывать в различных образах, играть интересные роли. На празднике мы с подругой Алиной были русалками в свите Морского царя. Весело это и увлекательно. Кроме того много интересного узнали о празднике «Иван Купала». А какой классный купальский костер!

Антонина Ширяева, зритель:

– Такой праздник проводился у нас впервые. Он получился ярким, зрелищным, веселым, потому что много персонажей, яркие костюмы и мы зрители в представлении участвовали – и молодые и пожилые. Для всех это хорошая возможность познакомиться с традициями нашего народа, старинными обрядами предков, чтобы они не были забыты. От души благодарю участниц клуба «Беседушка». Сколько труда вложили они в подготовку и проведение праздника. Особенно Ирина Рязанцева, ведь это она смастерила сценические костюмы всем героям праздника.

 

Галерея не выбрана или была удалена.