В Рязани обсудили, как сделать «умный транспорт» еще умнее

29 марта в Рязани открылась двухдневная конференция «Интеллектуальные транспортные системы (ИТС) регионам». Наш город выбрали местом проведения форума за продвинутость в организации транспорта. И заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Астахов, и депутат Госдумы, президент ассоциации «Цифровая эра транспорта» Сергей Тен, и генеральный директор ассоциации РАДОР Игорь Старыгин, и модератор дискуссии, директор международного форума «Интеллектуальные транспортные системы России», Антон Журавлев говорили, что в автоматизации систем управления транспортом,  внедрении цифровых технологий, в создании «умных» систем в организации грузовых и пассажирских перевозок Рязанская область опережает большинство других регионов страны.

От автора. Из дома на работу я езжу на своей машине. А по городу при необходимости перемещаюсь общественным транспортом: быстро, удобно, не надо искать место для парковки в пункте прибытия. При этом выезжаю с остановки на улице Есенина, что напротив Приобанка. На остановке первым делом смотрю на электронное табло, показывающее время до прибытия конкретной маршрутки или троллейбуса. Очень удобно, позволяет  точно рассчитать время прибытия туда, куда еду. При этом как-то уже не задумываюсь, что появились такие табло в Рязани всего несколько лет назад. Сперва на одной остановке (на «Доме художника», если память не изменяет), потом еще… Сейчас электронные табло есть на многих рязанских остановках. Собственно, они и являются одним из элементов  интеллектуальной транспортной системы. Чтобы этих элементов становилось больше, и чтобы они начали взаимодействовать друг с другом и с транспортными средствами, собрала в Рязани весьма представительную конференцию ассоциация «Цифровая эра транспорта» под патронажем таких серьезных организаций, как Минтранс России, Росавтодор, Центр организации дорожного движения Москвы, кластер ГЛОНАСС, МосгортрансНИИпроект.

Равнение на Рязань!

– Мы увидели, что Рязанская область является одним из лидеров по внедрению интеллектуальных транспортных систем в нашей стране и поэтому пригласили сюда участников конференции, – сказал Игорь Астахов.

В работе конференции участвовал губернатор Рязанской области. Николай Любимов познакомился с технологиями и системами, представленными на выставке. Было видно, что он задерживается у стендов не для проформы, а из искреннего интереса. Помощники то и дело переглядывались и посматривали на часы. А губернатор внимательно слушал, смотрел и задавал стендистам короткие точные вопросы. Благо, на выставке было что посмотреть. Системы мобильного лазерного сканирования: с автомобиля, с гироскутера и даже с воздуха, с большущего квадрокоптера. Такое сканирование позволяет многое: оценивать качество дорожного покрытия, изучать дорожную сеть и транспортную ситуацию, помогает проектировщикам. Были представлены устройства и целые системы для фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения, мобильная автоматическая система предрейсового осмотра водителей, системы продажи автобусных билетов через специальные терминалы и мобильные приложения,  и множество других вещей, способных сильно осовременить транспортную инфраструктуру целого региона.

Впрочем, наша область не ударила в грязь лицом перед гостями. Рязанские ай-ти-транспортники показали, как работает региональная навигационно-информационная система, созданная для мониторинга и управления пассажирским транспортом, школьными автобусами, коммунальным и специальным транспортом, а также пожарной техникой и автопарком лесного хозяйства. А министр транспорта области Андрей Савичев рассказал о возможностях интеллектуальной транспортной системе города Рязани. Она еще строится, в этом году к  «умным» светофорам на 24 рязанских перекрестках добавятся еще 27, а через три года светофоры на всех 118 регулируемых перекрестках города будут работать в адаптивном режиме, меняя алгоритм переключения в зависимости от плотности потока транспорта в том или ином направлении. Но система уже сейчас  позволяет моделировать транспортные потоки и делать множество других полезных дел, которые в итоге ведут в главной цели: сделать  передвижение по городу быстрым, комфортным и безопасным…

Николай Любимов: «Мы посмотрим на «умные решения» других регионов и поделимся своими»

Тему безопасного и комфортного перемещения по рязанским дорогам продолжил губернатор области Николай Любимов, открывая на конференции общую дискуссию. Николай Викторович рассказал, какие возможности получил регион, войдя в качестве одного из пилотных в федеральный приоритетный проект «Безопасные и качественные дороги». Это позволит получить только в 2018 году 730 миллионов рублей от федерального центра на решение транспортных проблем региона. Николай Любимов рассказал, что к концу 2018 году до половины региональных дорог будут приведены в нормативное состояние, а к 2021 году – не меньше 80 процентов. При этом губернатор подчеркнул, что власть учитывает мнение рязанцев, какие дороги нужно ремонтировать в первую очередь.

Николай Любимов рассказал, как в регионе используют возможности системы ГЛОНАСС и как внедряют в транспортную сферу элементы цифровой экономики.

– Мы уже много сделали для создания интеллектуальных транспортных систем в области, но предстоит сделать еще больше, – сказал Николай Любимов.

Что такое хакатон?

Словечко «хакатон» пришло от хакеров, но сегодня Википедия трактует термин как «форум разработчиков, во время которого специалисты из разных областей разработки программного обеспечения (программисты, дизайнеры, менеджеры) сообща работают над решением какой-либо проблемы». Обычно хакатоны длятся от одного дня до недели. Некоторые хакатоны предназначены для образовательных или социальных целей, но чаще задачей хакатона является создание полноценного программного обеспечения. Каждый хакатон сфокусирован на определенной области.

Так вот, программа конференции «ИТС регионам» включает в себя двухдневный хакатон студентов трех рязанских и двух иногородних вузов. Этот мозговой штурм транспортных проблем начался одновременно с открытием конференции и завершится завтра обсуждением результатов и награждением отличившихся. Надеемся, что вклад наших студентов в цифровизацию транспорта окажется не меньше, чем у приехавших в Рязань ребят из МАДИ или Орловского университета. Да и с чего бы ему быть меньше, если команда робототехников «Аврора» из нашего «радика» конструирует беспилотные автомобили лучше всех в стране…

Руководители высокого ранга тоже возлагают на студентов немалые надежды. Губернатор области Николай Любимов сказал, что кому и внедрять ай-ти технологии на транспорте, как не «молодым мозгам». А Сергей Тен рассказал, что 29 марта в Рязани произошло «историческое» событие: нашим хакатоном открылся целый цикл хакатонов, региональных, потом окружных, а затем и федеральных, на которых молодые ученые станут вырабатывать принципиально новые решения не только для сегодняшних задач, но и для тех, что встанут перед транспортниками завтра…

От автора. После небольшой пресс-конференции Николай Любимов подошел к двум ярко-зеленым автомобилям, стоящим на площадке перед конгресс-отелем «Амакс», где проходила конференция. Один из автомобилей, пикап, служит средством передвижения для «Дорожного патруля» Центра организации дорожного движения Москвы (ЦОДД). А автобус-турист – передвижным штабом ЦОДД. Губернатор внимательно слушал рассказ одного из руководителей центра о работе этой структуры. А я тем временем порасспросил одетого в броскую «кислотную» форму  Рината Шаймярдянова, начальника отдела «Дорожного патруля» ЦОДД, Он работает в патруле 5 лет и рассказал, что главная их задача – организация движения по Московским магистралям, регулирование транспортных потоков. В частности, патрульные имеют полномочия и навыки регулировщиков дорожного движения, без чего не обойтись, «растаскивая» частые столичные пробки. Снаряжение у патруля самое что ни на есть современное. В кузове пикапа базируется квадрокоптер с видеокамерой. Дрон незаменим, когда патруль не может пробиться сквозь пробку к ее истоку. А сверху все, включая причину дорожного затора, видно как на ладони

– Здорово помогает ориентироваться и принимать правильные решения, – говорит Ринат.

Так вот, сегодня, когда инспекторы ГИБДД, по мнению многих водителей, охотнее ловят нарушителей, чем занимаются организацией движения, такой дорожный патруль становится отличным средством для поддержания порядка на дорогах. И будет замечательно, если и в Рязани появится дорожный патруль, оперативно выезжающий на перекресток, где сломался светофор, или на участок, где образовалась автомобильная пробка. Неплохое было бы дополнение к интеллектуальным транспортным системам!

Юрий Фукс

Галерея не выбрана или была удалена.