Дискуссия в клубе «Коловрат» завершилась есенинской «Песнью о собаке»

Организованный областной Общественной палатой дискуссионный клуб «Коловрат» за пару лет стал в Рязани важной площадкой для дискуссий на разные темы. Об этом 7 февраля на очередном собрании сказал заместитель председателя федеральной палаты Валерий Чирков. Он сказал, что рязанский «Коловрат» был пилотным проектом, сейчас подобные клубы работают при палатах 18 регионов страны, но наш – самый активный. Кто бы спорил!  За последнее время здесь поговорили о реконструкции площади Ленина и здоровом образе жизни, о воспитании привычки к чтению и о проблемах с утилизацией мусора. 7 февраля тема выглядела консенсусной: как правовыми методами исключить жестокое обращение с животными. Действительно, все мы любим котиков, ми-ми-ми, и все такое. Но, как часто бывает в жизни, гладко было на бумаге…

Плюсы

Столичный гость Юрий Корецких,  председатель межрегиональной организации «Альянс защитников животных», рассказал о законодательных новациях, появившихся не без участия активистов зоозащиты. Ужесточение ответственности  по статье 245-й Уголовного Кодекса, карающей за жесткость к меньшим братьям, определение понятия «жестокое обращение», закон о гуманном обращении с животными и ряд других новшеств позволят – по идее – наказывать живодеров как следует. Не спускать ни тем, кто бьет собаку палкой по голове, ни владельцам передвижных зоопарков, корысти ради содержащим зверей в нечеловеческих условиях.  Увы, правоприменительная практика по новациям еще не сформировалась, подзаконных актов нет. А потому пришлось сотруднику главного управления ветеринарии и санитарного надзора Сергею Демину рассказывать, как в прошлом году управление проверяло в Рязани передвижной зоопарк «Ноев ковчег» — после широчайшего общественного возмущения – и вынуждено было отступить. В тех параметрах, которые ветеринары имеют право проверить, формально отклонений не было, а те, что и определяют бесчеловечность – и условий, и владельцев – закон пока не дозволяет проверять.

Пока зоозащитники уповают на то, что через год-полтора кочевые зоопарки и дельфинарии запретят в принципе. Но останутся ведь обычные зоопарки, и цирки. А  старушки, содержащие в своих квартирах по полсотни собачек или кошечек? Вот если бабуля с невеликой пенсией приютила 40 бездомных кошек и держит их впроголодь – она животных защищает или издевается над ними? Об этом говорили участники дискуссии: как бы в приступе рвения активисты не потащили под статью вместе с реальными живодерами таких вот жалостливых любительниц кошек и собак. Хорошо, что в общественной палате собрались профессионалы в разных областях. Есть и юристы, один из которых, профессор Анатолий Павлухин, успокоил собравшихся. Даже по «ужесточенной» 245-й статье жестокое обращение с животными является преступлением только в случае, если примет признаки корысти либо хулиганских побуждений…

А тут еще депутат областной Думы Сергей Пупков и профессор кафедры психиатрии медуниверситета,  член палаты  Алексей Меринов очень наглядно показали, как сложна эта проблема, как трудно провести границу между необходимой строгостью и бессердечной жестокостью. И даже казалось бы очевидное разделение животных на домашних и диких вовсе не очевидно и может быть предметом дискуссии.

И все таки в том, что касается законодательства, серьезных разногласий не возникло. Сошлись во мнении, что совершенствуют законы в верном направлении, нужно только подрихтовать правоприменительную практику и принять правильные подзаконные акты.

Минусы

Настоящая дискуссия разгорелась, когда стали говорить о том, что собственно, делать с безнадзорными животными. Казалось бы, заинтересованные стороны давно договорились: нужно работать по системе ОСВВ – отлов, стерилизация, вакцинация, выпуск. Не тут-то было. Руководитель рязанской организации «Спасибо за жизнь!» и один из старейших наших зоозащитников Виктор Сафроний, очевидно, сторонник ОСВВ. Но даже он говорит, что бывают коллизии, когда и убивать животное нельзя, и держать негде. А уж когда слово взял профессиональный биолог, руководитель лаборатории РГУ Иван Зацаринный, в неподготовленных умах и вовсе воцарился хаос. Ведь Иван Викторович говорил, что метод ОСВВ порочен, что бездомных животных нужно держать в приютах только 28 дней и если за это время не нашлось хозяев – усыплять бедолаг. Что Гринпис погряз в провокациях и сильно подорвал имидж защитников природы. Что в городской среде в принципе не должно быть безнадзорных собак или кошек, ни стерилизованных, ни привитых, никаких…

Масла в огонь подлили брутальные мужики из охотничьего сообщества. Они в пух и прах раскритиковали работу муниципальной городской службы по контролю за безнадзорными животными. Директор учреждения Марина Селезнева также активно упрекала охотников в передергивании и искажении фактов… Договориться не удалось, стороны остались при своих.

Что в итоге

В какой-то степени примирил собравшихся только Рудольф Подоль, член Общественной палаты, доктор философских наук. Он сказал, что законы юридические нужны, но они не всесильны и проблему не решат. Что здесь нужен скорее закон нравственный, ибо отношение к животным — это есть мера человечности. И уж кому, как не рязанцам, должно эту меру знать и чувствовать, потому что это наш земляк Сергей Есенин написал самые проникновенный стихи о братьях наших меньших.

Потом Рудольф Янович проникновенно прочитал есенинскую «Песнь о собаке», и  больше стало не о чем…

Кстати, неугомонные, в хорошем смысле этого слова, сотрудники библиотеки имени Горького и аппарат палаты во главе с руководителем обеих структур Натальей Гришиной к этому заседанию подготовил замечательный баннер. На нем были фотографии некоторых членов палаты с их домашними питомцами. Получилось очень душевно. В любом случае как бы ни был высок накал дискуссии, польза от него будет. Хотя бы от того, что спорящие еще раз выслушали друг друга. К сожалению, именно этого большинству из нас и не хватает: умения и желания выслушать другое мнение, попытаться взглянуть на проблему глазами оппонента. Наверное, когда-нибудь научимся. И «Коловрат» нам в этом поможет.

 Личное мнение.

В дискуссии о защите животных неоднократно звучали ссылки на Европу: вот там, мол, бродячих собак на улицах нет, все чинно, благородно и по закону. Ну, не знаю.  Лично для меня после того, как датчане в зоопарке убили и разделали на глазах детей совершенно здорового молодого жирафа, оказавшегося просто лишним, Европа больше не авторитет…

Юрий Фукс

И напоследок, если кто вдруг забыл…

Сергей Есенин

Песнь о собаке

Утром в ржаном закуте,
Где златятся рогожи в ряд,
Семерых ощенила сука,
Рыжих семерых щенят.

До вечера она их ласкала,
Причесывая языком,
И струился снежок подталый
Под теплым ее животом.

А вечером, когда куры
Обсиживают шесток,
Вышел хозяин хмурый,
Семерых всех поклал в мешок.

По сугробам она бежала,
Поспевая за ним бежать…
И так долго, долго дрожала
Воды незамерзшей гладь.

А когда чуть плелась обратно,
Слизывая пот с боков,
Показался ей месяц над хатой
Одним из ее щенков.

В синюю высь звонко
Глядела она, скуля,
А месяц скользил тонкий
И скрылся за холм в полях.

И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звёздами в снег.