«Младший брат предупредил маму, что не доживет до утра». Прончанка-блокадница помнит кисель из клея, суп из мерзлой капусты и стихи Есенина

Уже глаза видят не так ясно, давление скачет, а на память в свои 86 лет блокадница Антонина Райкевич не жалуется: до сих пор перед ней стоят щиты на стене их дома в Ленинграде с портретом Сталина и словами «Победа будет за нами!». А еще не очерстветь сердцем, пережив ту проклятую войну, ей помогла поэзия Сергея Есенина: она в совершенстве знает его «Письмо к женщине».

Помнит она и жуткую блокадную жизнь, как мама пыталась из клея кисель сварить, от которого вся опухла, поэтому детям не дала его испробовать. Их же кормила супом из нескольких капустных листков, которые она находила под снегом в поле за городом, там, где копала рвы. Помнит и стойкий запах мыла, кусочки которого, они в блокаду обменивали на сахар.

Все это Антонина Александровна Райкевич рассказала гостям, которые навестили ее в родительском доме на улице Верхне-Архангельской в Пронске. Заместитель главы администрации Пронского района Валерий Шитов, председатель районного Совета ветеранов Валентина Левушкина, начальник отдела соцзащиты Светлана Галкина и школьные юнармейцы с завучем Светланой Кузнецовой 25 января пришли, чтобы выразить свою признательность этой хрупкой, но очень стойкой женщине и вручить ей юбилейную медаль, по случаю 75-летия снятия блокады Ленинграда. Валерий Шитов помог прикрепить ее на грудь. Женщина была очень тронута таким вниманием: школьницы подарили ей фотоколлаж, где запечатлены были предыдущие встречи Антонины Александровны с учениками. А какой пышный пирог испекли школьные повара! А она не забыла еще вкус тех 125 граммов ленинградского хлеба, которого не было вкуснее и слаще тогда, ведь мама очень пыталась спасти от голода свою младшенькую – десятилетнюю Тоню.

В блокаду девочка видела смерть дедушки и бабушки (у нее сердце не выдержало, когда от бомбежки рухнул соседний дом), младшего брата, который предупредил маму, вернувшись с завода, что он не доживет до утра. Еще один брат – старший – погиб, освобождая Ленинград.

– Меня спасло лишь то, что мама отправила меня с подругой на родину в Пронск, – рассказала Антонина Александровна. – Сама она с еще одним братишкой осталась ухаживать за больным отцом. А когда похоронили деда, то они тоже вернулись в Пронск.

После Победы Антонина Райкич снова уехала жить в Ленинград. И только, будучи на пенсии, вновь вернулась в мамин дом, где сегодня и коротает старость в одиночестве: уж больно не хочется ей даже на время покидать Пронск. И хотя, сын приезжает к маме, но он надолго уходит в плавание.

– Здесь меня не оставляют добрые соседи: Раиса Куприна, Саша Акинин, который частенько меня в магазин отвозит, – с благодарностью говорит она. – А еще я тронута той душевностью, с которой прончане относятся друг к другу: меня не забывают поздравить и навестить 9 Мая, каждый год приходят делегации с подарками в День снятия блокады. Спасибо за цветы, за добрые слова и искренность, с которыми ко мне относятся люди.

Юнармейцы поблагодарили ее за тяжелые воспоминания детства, которыми она поделилась с ними, рассказывая о том, как люди выживали в блокадном Ленинграде.