Николай Любимов: Жду от руководства города конкретного плана по преодолению кризиса со школьным питанием

15  ноября губернатор Рязанской области Николай Любимов и исполняющий обязанности прокурора Рязанской области Алексей Дикарев провели брифинг по ситуации с организацией детского питания в Рязани. Разговор шел о результатах работы созданной по инициативе губернатора межведомственной комиссии, которая совместно с прокуратурой проверила несколько рязанских школ.

Межведомственная комиссия проверила восемь школ

Напомним, пристальное внимание властей региона деятельность МП «Детское питание» привлекла после того, как Николай Любимов посетил с личной проверкой школу №57. С 22 октября межведомственная комиссия, в которую вошли представители Роспотребнадзора, специалисты контролирующих, надзорных органов, главного управления контроля и противодействия коррупции области, представители администрации города, начала выезжать с рейдами в рязанские школы.

Для проверки организации питания комиссия выбрала восемь рязанских школ: № 47, 19, 58, 72, 73, 75, 17 и 4 лицей. Проверка еще не завершена, отметил губернатор, но уже выявила множество нарушений в деятельности МП «Детское питание».

– По результатам работы межведомственной группы выявлено, что по договору с поставщиком ЗАО Рязанское молоко завышена стоимость продукции на 2 миллиона 366 тысяч рублей, – рассказал губернатор. – Договоры с другими организациями также заключались по завышенным ценам, разница в ценах, по сравнению с другими поставщиками, составляет от 209 тысяч рублей до 3 миллионов 330 тысяч рублей. Отсутствуют документы, подтверждающие качество и безопасность продуктов ООО «Соколовские колбасы» и ООО «Юг Роскошной промышленности», существует путаница с ветеринарными свидетельствами куриного мяса ООО «Бестфренд», вызывает недоумение выбор поставщика хлебобулочных изделий из Подольска – ООО «Торговый дом «Русский хлеб» – при том, что в регионе у нас два мощных хлебокомбината и много частных хлебозаводов, которые хорошо себя зарекомендовали.

Сроки хранения и пластиковая посуда

Алексей Дикарев, в свою очередь, рассказал журналистам, что прокуратура проверила деятельность МП «Детское питание» и образовательных учреждений по двум направлениям:  в сфере закупок продуктов питания и в сфере соблюдения санитарно-эпидемиологических норм. Ответственность за предоставление питания в школьные столовые и качество продуктов несет муниципальное предприятие,  а вот за своевременный ремонт столовой и качество посуды отвечает уже школа.

Рейды выявили нарушения санитарно-эпидемиологических требований во всех восьми школах:

— во всех проверенных школах хлебобулочные изделия, крупы, овощи, полуфабрикаты принимались и реализовывались в упаковке, не имеющей маркировки;

— в ряде школ продукты хранились и отпускались в не предназначенной для этого посуде;

— нарушались сроки и условия хранения продуктов питания – температурный  режим, а также режим влажности воздуха при хранении продуктов.

По фактам всех этих нарушений прокуроры Московского, Советского и Железнодорожного районов города Рязани в адрес исполняющего обязанности директора МП «Детское питание» вынесли соответствующие представления для устранения выявленных нарушений, в отношении пяти должностных лиц МП возбудили дела об административных правонарушениях.

Кроме того, отметил Алексей Дикарев, в школах № 58 и 72 состояние потолка и стен  в столовых препятствуют качественной влажной уборке и дезинфекции. Также в столовых этих школ используется пластиковая посуда, которую невозможно обрабатывать соответствующим образом. Директорам этих школ прокуратура также вынесла предписания.

Договоры по завышенным ценам и ЗАО «Рязанское молоко»

О том, какие нарушения допустило МП «Детское питание» при заключении договоров. также рассказал Алексей Дикарев. Прежде всего, в положении о закупках, которое разработал в декабре 2017 года бывший директор предприятия, не были прописаны четкие критерии выбора поставщика, экономические обоснования для заключения договоров не приводились вовсе.

Согласно действующему постановлению главы администрации города, договора, которые превышают сумму в полтора миллиона рублей, МП «Детское питание» обязано было согласовывать с администрацией города. Тем не менее проверка установила, что ни один договор на сумму свыше указанной не был согласован с городскими властями. Так, в августе 2018 года муниципальное предприятие заключило договор с ЗАО «Рязанское молоко» на сумму 7,5 миллиона рублей. Кроме того, что сам по себе договор был незаконным, в школы молоко поставлялось не в бидонах, а в пакетах, заведомо более низкого качества по ГОСТу и по цене вдвое превышающей его фактическую стоимость, отметил Алексей Дикарев.

– Почему это стало возможным? В соответствии с 23 Федеральным законом ведомственный контроль за исполнением муниципальным предприятием требований возможен на уровне местного самоуправления. Однако в ходе проверки установлено, что до сегодняшнего момента органы местного самоуправления Рязани не приняли нормативно-правовой акт, который регламентировал бы порядок осуществления данного ведомственного контроля. Собственник и учредитель данного предприятия никак не контролировал его деятельность. Полная бесконтрольность и безнаказанность МП привела к тому, что бывший директор предприятия чувствовал себя весьма вольготно и, по сути, единолично определял единственных поставщиков, с которыми заключал договоры и устанавливал цены.

Причины и условия, которые способствовали всем этим злоупотреблениям и коррупционным нарушениям, будет выяснены в ходе дальнейшей прокурорской проверки и расследования уголовного дела, добавил и.о. прокурора области.

Проверки школ продолжатся

Губернатор подчеркнул, что все до одной школы Рязани проверят на предмет организации детского питания. Кроме того, соответствующие поручения направлены и в районы Рязанской области.

– У меня много вопросов не только к МП «Детское питание», но и к руководству города. Почему сложилась такая ситуация с питанием? Почему проверки проводились с такой редкой периодичностью? Я считаю, что детское питание нужно проверять ежемесячно, а учредитель имеет право это делать хоть ежедневно, — отметил Любимов. — Я жду от руководства города конкретного плана по преодолению кризиса в сфере детского питания. Как нужно реорганизовать деятельность МП, чтобы такие ситуации не повторялись?  Может, стоит вообще отказаться от централизованного питания и отдать его на откуп частным организациям? Наши дети должны получать качественную пищу.

Николай Любимов призвал также региональных поставщиков активнее участвовать в торгах и побеждать в них. «Их продукция нам известна, и мы, по крайней мере, будем спокойны за своих детей».