Поэт и художник из Тумы Василий Козлов на судьбу не полагается
Говорят, судьбу не выбирают, с ней живут. И я бы согласилась с этим, если бы не встретилась с ветераном войны, ветераном труда, поэтом и художником Василием Яковлевичем Козловым из Тумы, который в своей жизни полагается не на судьбу, а на себя. А мечтает ветеран, чтобы последняя цифра в его жизни заканчивалась на 27. Впрочем, с такой же цифры и началась его жизнь.
Василий Яковлевич родился в 1927 году в селе Чарус Бельковского района. Только вот есть интересный факт в его жизни – точная дата рождения неизвестна. В паспорте значится 9 ноября, но в действительности он появился на свет раньше. Как рассказывала ему мама, родился он 4 ноября, но в метриках было написано от руки неразборчиво – то ли 9, то ли 4, записали в паспорт девятку.
В этом году у Василия Яковлевича юбилей. 9 ноября он отметил 90-летие.
В свои девяносто Василий Яковлевич не утратил интереса к жизни, с ним легко и интересно общаться. Ведь человек он творческий. Василий Яковлевич пишет стихи, рисует, ходит на рыбалку. Даже сейчас, говорит, не против посидеть с удочкой, если позовут. Еще два года назад он ездил на рыбалку на своем стареньком мотоцикле. Но любимый транспорт развалился. Но даже отсутствие средства передвижения для Козлова не помеха. Ведь ездит теперь на рыбаку он с друзьями.
Ловле рыбы Василий Яковлевич сейчас уделяет больше времени. Реже стал браться за кисти.
В доме у ветерана все стены увешаны его картинами. Природа, натюрморты, портрет сына и супруги… Среди всего этого разнообразия есть картины, вышитые и даже вязаные дочерью Козлова. В доме ветерана они занимают свой уголок в комнате. Создается впечатление, что и дети в семье Козловых пошли в отца – люди творческие!
Вообще, с творчеством связана вся его жизнь. Василий Яковлевич выпустил сборник стихов о Мещерском крае, о его жителях, о тяготах войны, которые он, к сожалению, испытал на собственной судьбе.
Детство Василия Козлова пришлось на 30-е годы. Страна жила в нищете и голоде… Семья была вынуждена переехать в Марийскую ССР на заработки. Как вспоминает ветеран, в леспромхозе отец Василия был бондарем (делал бочки), а мать – рабочей в столовой.
В Клепиковский район семья переехала спустя пять лет.
– Мама и папа работали на Былинском лесоучастке, а я жил с бабушкой. Помню, что к родителям меня привозили, виделись мы редко, – рассказывает юбиляр. – Здесь, в Чарсуле, я пошел в пятый класс. Каждый день ходил по 2 километра по грязи в лаптях. В 39-м году мы всей семьей переехали жить в Туму.
Когда началась война, Василию было четырнадцать лет.
– Все мои одноклассники пошли работать. Кто в железнодорожное депо, а кто в колхозы. Я сначала остался в школе, потом глянул: а ведь ребят-то и не осталось. Пошел тоже работать, – продолжает ветеран. – Устроился в депо учеником слесаря. Денег мы, конечно, получали меньше, а работали наравне со взрослыми… Потом стали набирать в кондуктора. Я оттуда – и в кондуктора. Три месяца проучился и стал ездить младшим кондуктором, потом старшим.
В 17 лет Василия Яковлевича призвали в армию. В боевых действиях он не участвовал, служил в запасном полку в Горьком. Оттуда его направили в школу сержантов АИР (артиллерийская инструментальная разведка). После учебы он попал на Западную Украину, был помощником командира взвода. А в 1951 году демобилизовался.
После армии Василий Яковлевич сменил не одну профессию. От начальника военно-учетного стола райвоенкомата до начальника отдела охраны милиции. В то время партия бросала его туда, где не хватало людей, рук, организаторов. И не только на технические должности, но и туда, где нужно проявить себя творчески. Василий Яковлевич был и заведующим передвижным фондом районной библиотеки, и директором районного Дома культуры, художественным руководителем… и даже заведующим литературным отделом в редакции районной газеты. В культурной работе всегда принимал активное участие: выступал на сцене, делал декорации, ставил пьесы, читал стихи…
В 1960 году он вернулся обратно на железную дорогу. И только в 1982 году вышел на пенсию.
Галерея не выбрана или была удалена.