Сергей Газетов: фотограф ближе к музыканту, чем к живописцу
«Родился 9 октября 1974 года. В детский садик не ходил, но частично компенсировал этот пробел в воспитании учебой в университете. По своей природе путешественник, авантюрист, бродячий фотограф».
Такой статус в социальных сетях на страничках Сергея Газетова кого-то озадачит, кого-то заставит улыбнуться. Его работы признаны профессиональным сообществом и не раз отмечались и побеждали на всероссийских конкурсах, таких как «The Best of Russia».
Сергей родился в Михайлове. Увлечение фотографией началось, когда крестный подарил мальчику первый фотоаппарат. Позже, в 9 классе, вместе с друзьями Сергей вскладчину покупает в комиссионном магазине необходимое оборудование для домашней фотолаборатории и фотоаппарат «Зенит».
После школы Газетов поступил на естественно-географический факультет Рязанского педагогического института, и уже только после его окончания, в экспедициях, он снова начал снимать.
– Вектор моего видения как профессионала был определен благодаря известному рязанскому фотографу Владимиру Кованову. Он знал, что делает, и я прислушивался к его мнению.
В юношеские годы Сергей часто ездил на мотоцикле на родительскую дачу, что неподалеку от Пощупова. Потом домик перешел ему по наследству. Новый хозяин утеплил его, перебрался в Рыбновский район и сейчас живет здесь с семьей.
– Женат, пятеро сыновей, трудовая книжка с вкладышем, – лаконично рассказал о себе наш герой. – Я многим в жизни занимался. Но это очень долго. Давайте о фотографии.
А об этом Сергей может рассказывать часами.
Фотография как музыка
Мы привыкли сравнивать фотографию с живописью, так как в результате в обоих случаях получается изображение. Но с точки зрения мастера такое сравнение некорректно.
– Живописец и скульптор стоят на одной половине поля, так как манипулируют одним и тем же – веществом: красками, глиной, камнем. А фотограф – ближе к музыканту. «Фотография» переводится как «светопись», а свет – это фотоны, энергия. Звуковые волны – тоже энергия.
К тому же картину можно скопировать, причем копия может оказаться даже лучше оригинала. А фотографию скопировать невозможно. Ее можно украсть, но нельзя повторить.
Например, я снимал в Пощупове панораму сгоревших бугров с грозой и радугой, зная, куда именно мне нужно успеть, чтобы получить желаемый кадр. Когда покупатели спросили, почему этот снимок стоит «так дорого», мол, у нас тоже камера есть, мы и сами можем, я ответил: «Пойдемте на этот бугор, я покажу ту точку, с которой снимал. Но оставшейся жизни вам может не хватить, чтобы все это в определенный момент сошлось так же».
То есть скопировать невозможно. Зачем обесценивать фотографию, мол, живопись – это эксклюзив, а фотографии есть у всех? Если вы купили флейту, то у вас есть флейта. А если купили фотоаппарат, то вы фотограф?
Фотография по сравнению с живописью, очень юна. По сути, она находится в младенческом возрасте, и с момента зарождения развивалась очень бурно первые 50 лет. Затем настал «золотой век фотографии», и человечество в целом ежегодно выдавало примерно 100 снимков, которые можно считать произведениями искусства. Сегодня ежегодно социум выдает около 110 таких фотографий. То есть количество и качество техники выросло в тысячи раз, а количество хороших фотографий увеличилось незначительно.
У фотоаппарата есть три заветные кнопки: «включить/выключить», «шедевр» и «удалить». Про последнюю многие совсем не знают, а у меня палец больше устает от нажатия именно на эту кнопку.
Что такое «профессиональная камера»
– Многие сегодня спорят, что лучше – Canon или Nikon. На самом деле это как спор о том, что вкуснее: Pepsi или Coca Cola, – вопрос личных предпочтений.
Камера – это всего лишь коробка. Ценна оптика, именно она рисует картинку и в последствии привязывает к той или иной системе. А объективы выбираются под конкретные нужды и задачи. Например, для съемки концерта нужен один, для пейзажа – другой.
Я выбирал себе камеру, которая, что называется, в руку ляжет, потому что с ней должно быть удобно работать весь день. И совершенно неважно, каким ты фотоаппаратом снимаешь. Это только инструмент.
У профессионала не всегда самая «крутая» камера. Зачастую гораздо «круче» техника у любителей. Что такое профессиональная камера? Это любая камера, находящаяся в руках профессионала.
Расскажу забавную историю. Один товарищ купил себе полнокадровый фотоаппарат последней модели, только поступившей в продажу. Именно им были сделаны работы для коллективной выставки, посмотреть которую приехал известный, маститый фотограф. И вот, глядя на снимки, сделанные «навороченной» камерой, мастер сказал: «Ну, вот фотографии интересные, но ему бы получше технику, и все свои возможности он сможет раскрыть». Вот, что касается выбора камеры.
О фотовыставках
– Я не любитель делать фотовыставки, и ни одной персональной у меня нет, только совместные. К настоящему моменту этот формат и подача себя изжили.
Я работал над проектом «Джаз с автографом». Он довольно сложный технически: нужно было снять концерт, сразу отобрать, напечатать фотографии и тут же подписать у музыкантов по лицевой стороне. Потом это все сканируется и можно делать постер с оригинальным автографом.
Я распечатал свой фотопроект не в обычном формате – холст в рамке, – а на майках, которые люди потом могли приобрести и носить. Классические выставки мне не интересны.
Авторское право
– На выставке «Аэронавтика» наши с Олегом Буцким работы представляли видение двух авторов. Снимки очень хорошо между собой перемешались и легли в единую историю, а это очень важно. Мы договорились, что наши имена будут указаны только на афише, а фотографии подписывать не будем. У нас по очереди брали интервью. Сначала у меня спросили:
– Работы не подписаны, а где ваши?
– А вам какие понравились?
Корреспондент показала фотографии, я и говорю:
– Значит, это мои.
А потом те же вопросы задали Олегу. Я стоял в сторонке, и все слышал. Он, не сговариваясь со мной, ответил так же. Получилось весьма забавно.
Возмущает, конечно же, когда мои работы без ссылки на авторство берет какой-то интернет-ресурс, но утешает мысль, что, если воруют, значит вещь хорошая.
Секрет хорошей фотографии
На вопрос, какой вид съемки ближе – портрет, пейзаж, репортажные зарисовки, – мой собеседник отвечает:
– Я ничего не смыслю ни в фотографии, ни в фотографическом процессе. Делить на направления, раскладывать по полочкам и что-то систематизировать – удел не фотографа, а искусствоведа. Пусть они меня относят к какому-то жанру. Я просто фотографирую. Коммерческие съемки приносят мне доход, а мероприятия, например «Битва на Воже», позволяют потренироваться.
Важно поймать ритм, волну, настроение события и донести конечную идею до зрителя. А какими именно средствами: частичной или типичной постановки – не суть важно. Необходимо вдохнуть в снимки настоящую жизнь, потому что глаза не соврут, будет видно позерство. История нужна даже постановочной фотографии.
Я не люблю давать им названия, хотя иногда приходится. Стараюсь снимать людей и рассказывать одним или несколькими снимками целую историю, которая не требует каких-то длительных текстовых пояснений. Это сложно, но в этом суть.
Познакомиться с творчеством Сергея Газетова и увидеть больше работ можно на его страницах в социальных сетях «ВКонтакте» и «Одноклассники» .