Сапожковский ветеран в 1951 году взял в плен бандеровца Алексея Порошенко

Эту дату сапожковский ветеран, участвовавший в зачистке Львовской и Станиславской (ныне Ивано-Франковской) областей Украины от бандеровского подполья в 50-е годы минувшего столетия, Алексей Павлович Спиридонов помнит всю жизнь.

«Не забыть мне день, когда я чуть не погиб! – восклицает ветеран. – Было это 17 августа 1951 года… Он стрелял почти в упор… Его звали Алексей Порошенко!!!»

Сразу отметим, что не станем проводить никаких параллелей между тем бандитом из прошлого и нынешним президентом Украины Петро Алексеичем…

Алексей Спиридонов призвался в ряды вооруженных сил в 1950 году. Попал в школу младших командиров на Западной Украине. И хотя к тому времени, после ряда сокрушительных поражений от Красной Армии, нацистская УПА прекратила открытое сопротивление, здесь по-прежнему было неспокойно.

Лишенная поддержки гитлеровцев после их краха, обезглавленная органами госбезопасности СССР некогда организованная нацистская банда распалась на мелкие шайки карателей, затаившихся в подполье и продолжавших зверства против своего же народа на территории западных областей Украины. Участником одной из таких шаек, по словам ветерана, и был Алексей Порошенко.

Слово Алексею Павловичу:

«В тот день нам пришел срочный приказ. Умело сработали наши разведчики, выследили и обнаружили в лесочке у горы Ф. замаскированное укрытие бандита. Там «лежка» у него была.

Нас направили взять его. Меня с собакой (курсант Спиридонов тогда исполнял обязанности войскового кинолога,– прим. авт.) и две группы прикрытия, всего около десятка человек. Прибыв в указанную разведкой точку, на месте никого не обнаружили. Но все говорило: кто-то был здесь только что и решил скрыться. Скорее всего, ему бы это удалось, если б не собака.

Умный был пес, Вэк звали – сразу взял след. Тянет меня, рвется вперед, еле поводок удерживаю. Мои отстали метров уже на двести. А я бегу с собакой, насколько ног хватает.

Добежали до высокого тростника, вроде осоки. А по таким зарослям, где примято, след и без собаки заметен. Я туда. И вдруг, слышу с другой стороны окрик, жесткий такой, колючий: «Смотри влево!».

Обернулся, только успел дуло пулемета заметить. У многих бандеровцев были такие, чешского производства. И сразу – очередь…

Целился он, видно, не по мне – по собаке. Думал, не будет ее, он запросто уйдет. Он в этих лесах – как у себя дома, убьет пса и ищи ветра в поле. Только не вышло у него, собака проворней пуль оказалась.

Все произошло в одно мгновение. Пулеметная очередь… Я даже подумать ничего не успел… Только поводок выпустил… И тут мой Вэк так резко рванулся на врага, что очередь легла позади пса. Меня задело в ногу ниже колена… Упал…

Вижу только, как Вэк вцепился ему в руку, тот выронил пулемет и взвыл от боли. Но все же второй рукой тянется за спину – там бандеровцы обычно финки носили.

Ну а Вэк-то, раз уж от пуль спасся, то от ножа погибать совсем негоже! – хвать врага за вторую руку. Тот взвыл еще сильнее. А тут и мои подоспели.

Руки ему – за спину, связали. А он молчит, глядит, окаянный, зверем на собаку. А Вэк и забыл про него, ко мне подбежал, лижет в лицо: «Вставай, мол, хозяин, все кончилось!».

Пытаюсь встать, медичка подошла: «Что с тобой?». «Не знаю, говорю, в сапоге сыро как-то». Сняли сапог, а там кровь. К счастью, пуля прошла только мягкую ткань, кость не задела. Быстро зажило. Мне потом начальник школы, полковник перед всем строем благодарность вынес за поимку «нужного» бандита. И на побывку отпускал на 10 дней, но я отказался: «А кто ж тут без меня с собакой заниматься будет?».

«Нужным» бандитом пойманного Алексея Порошенко полковник назвал не зря. На допросе арестованный «сдал» всю банду, рассказал, о ее численности и показал, в каком месте находятся их блиндажи-землянки с оружием и провизией.

В скором времени по этой наводке банда общей численностью в 13 человек была обезврежена, а мирные люди, узнав о поимке терроризирующей округу «чертовой дюжины» вздохнули спокойно».

Записал Валерий Чумин, «Сапожковские вести»

Галерея не выбрана или была удалена.