В Рязанской области подвели итоги археологического сезона 2024 года

В Рязанской области подвели итоги археологического сезона 2024 года. О находках рассказали на пресс-конференции, которая прошла в среду, 25 сентября, в музейном центре Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника.

В этом году в регионе работало три археологических экспедиции, организованных музеем-заповедником. Одна из них – Старорязанская. По словам ее руководителя, кандидата исторических наук Игоря Стрикалова, археологи завершили работы на 47 раскопе, где ранее были найдены две усадьбы ювелиров. Раскопки, уточнил Игорь Стрикалов, в основном были спасательными. Археологи пытались сохранить то, что уничтожает время: участок расположен между двумя оврагами. Активные работы велись на северном мысу.

«Северный мыс всегда был для нас таким «белым пятном», так как там расположено кладбище, серьезные сооружения, но мы до них еще не дошли, но приблизились к ним», – уточнил Игорь Стрикалов. В дальнейшем археологи планируют реконструировать оборонительные сооружения для проведения фестивалей на Старой Рязани.

Среди находок, сделанных в текущем сезоне, – бытовые предметы из железа, которые сразу же на месте готовились к экспонированию и последующему изучению, а также три погребения, которые историк называет крайне интересными.

«В этом году у нас несколько погребений из раннего некрополя было открыто, и мы с некоторыми сожалением завершили раскоп, так как на краю его были найдены погребения с богатым инвентарем. Первое – это детское погребение, кости которого практически не сохранились, однако дошла до нас шейная железная перевитая гривна. Они достаточно хорошо известны в древней Руси, но делались из бронзы или серебра. Железо – признак раннего погребения, признак культуры скандинавского и прибалтийского круга. Появление такой гривны в Старой Рязани свидетельствует о тесной связи с далекими регионами. Второе погребение женское с большим количеством бус, височных колец. Набор практически единый, сделанный в одной мастерской. Ожерелье очень раннее оно датируется началом XI века. Также в погребении мы нашли янтарную подвеску на бронзовой цепочке. Третье погребение мужское, оно второй половины XI века. Там очень хороший поясной набор. Это не те княжеские пояса и дружинные X века, а кожаный, состоящий из нескольких частей. На нем висел мешок с кресалом, кремнем, нож в ножнах, поясной крюк в форме дракона. Таких крюков несколько в Руси – в основном, в Прибалтике. В Рязани найдено три таких крюка, тот, который мы нашли, первый, найденный непосредственно на поясе», – отметил Игорь Стрикалов.

Находки, сделанные в некрополе, а  также северном городище, уточнил руководитель Старорязанской экспедиции, позволяют говорить о жизни города в XI веке. Там жили небогатые люди. Расцвет города приходится на XII-начало XIII века, когда город был столицей Рязанского княжества. Здесь работала крупная ювелирная артель, которая обслуживала не только рязанцев, но и другие города: похожие вещи находят в Москве, Владимире, Чернигове.

Интересные находки есть и у Переяславль-Рязанской экспедиции. Она работала на Введенском раскопе Рязанского кремля. По словам участника экспедиции Павла Киреева, сохранности вещей способствовал влажный слой, которые есть на месте работ. Среди находок – железные вещи, керамика, в том числе импортного производства. Хорошо сохранились кожаные изделия – так реставраторы собрали детский кожаный сапог из фрагментов, найденных археологами, также есть фрагменты кожаных сумок, кошельков. Из особо ценных находок Павел Киреев отметил лемех – деревянную черепицу, использующуюся для строительства церквей, туес из бересты с надписью, редкую монету, а также фрагмент сосуда, покрытого изнутри голубой краской.

«Синяя краска была очень дорогой, так как делалась из лазурита. Сейчас находка отправлена на анализ, который установит принадлежность этого материала», – отметил Павел Киреев.

В работах историкам помогали студенты, а также волонтеры. Впервые прошли занятия школы археологии, слушателям которой рассказали о правилах проведения работ и познакомили с работой исследователей прошлого.

Еще одна экспедиция, которая подвела итоги работы, – Вожская. По словам ее руководителя Дмитрия Иванова, сделанные находки, позволили узнать больше об истории города Глебова, который когда-то существовал на реке Воже. Археологи нашли следы железоделательного производства.

«Мы нашли немало железного шлака, инструменты, заготовки изделий, но самой усадьбы кузнеца или иного мастера мы пока не нашли», – пояснил Дмитрий Иванов.

Бытовые постройки, датированные XIII-XIV веками, исследованные специалистами, значительно испорчены использованием земель под пахоту в более позднее время. Тем не менее, некоторые находки удалось сделать – это стеклянные браслеты, ножи, височное кольцо. Усадьба, на которой проводились работы, уточнил Дмитрий Иванов, принадлежала грамотному и зажиточному человеку: археологи нашли шпенек от книжной застежки, писало, а в мусорной куче – хрящи осетровых рыб, которые были доступны далеко не всем.