Белые индейцы Русской Америки. Как рязанский моряк искал на Аляске следы поселения эпохи Ивана Грозного

Начало экспедиции

В 2019 году исполнилось 200 лет началу беспримерной научной экспедиции русского флота, имевшей целью открыть полярные тайны планеты. Ее Южная дивизия под командованием будущего адмирала Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена на шлюпах «Восток» и «Мирный» отправился исследовать неприступные льды вокруг предполагаемой Terra Australis и, как известно, великое географическое открытие состоялось, мир обрел новый материк – Антарктиду. Северный отряд, которым руководил Михаил Николаевич Васильев, на шлюпах с говорящими именами «Открытие» и «Благонамеренный» ушел в высокие арктические широты с целью установить существование легендарного Северо-Западного пути в заполярных водах Америки.

Русская Америка. Открытка

Легенды о старинных поселениях

И еще одну тайну должна была открыть миру Северная дивизия. Долгие годы на тихоокеанских побережьях ходили многочисленные слухи и рассказы о существовании на северо-западе Аляски загадочного поселения так называемых «белых индейцев». Не раз чукчи говорили казакам, приходившим за пушной данью – ясаком, о бородатых бледнолицых поселенцах, которые строят деревянные избы и храмы, крестятся при молитве, а мужчины носят густые окладистые бороды. Попытки найти поселения предпринимались с самого начала освоения Русской Америки, но все они были тщетны. Наконец, перед М.Н. Васильевым была поставлена задача – или установить, где находится поселение «белых индейцев», или раз и навсегда положить конец слухам о них. Заняться этим вопросом Васильев поручил лейтенанту «Открытия» Александру Павловичу Авинову, моряку родом из Касимовского уезда Рязанской губернии. К тому времени Авинову было 34 года, он успел пройти многие мили на военных кораблях, был участником морских баталий, вместе с Нельсоном бился против французов и испанцев в историческом Трафальгарском сражении. Авинов был известен как опытный мореход, человек безупречной чести и отчаянной храбрости. Исходя из этого, командир Северной дивизии дал рязанцу приказ: обследовать на небольшом морском боте американский берег между мысами Невенгам (Ньюэнем) и Дарби. Кроме того, в предписании говорилось:

«От Американской компании в 1818 и в 1819 годах были предприняты экспедиции на байдарках из Кадьяка в Бристольскую губу и к северу; они не дошли до реки Кускохан, лежащей к северу от мыса Невенгама на один день ходу; много раз виделись с жителями тех мест, кои будто говорили им, что к северу по сему берегу живет народ, особенный от американцев, и по всем их рассказам походят на русских. Вы, бывши на самом месте, не упустите узнать о сем истину…».

Легенды о первых русских поселенцах: рассказ сотника Кобелева

Что же было известно к началу плавания Авинова о загадочных поселенцах?

«На американской земле по реке Хеврене в острожке называемом Кымговей, жительство имеют российские люди, разговор имеют по российски ж, читают книги, пишут, поклоняются иконам, и прочая собою от американцев отменны, ибо у американцев бороды редкие, а и те выщипывают, а у живущих де там россиан бороды густые и большие».

Такие удивительные сведения о «русских американцах» получил от чукчей казачий сотник Иван Кобелев, который в 1779, а затем в 1789-1791 годах исследовал Чукотку, а также совершил морской переход на Аляску. Рейд сотника носил разведывательный характер, ибо появление у побережий Русской Америки экспедиции англичанина Кука всерьез насторожило власти, и необходимо было узнать: что хотел Кук, какие открытия совершил, и не появятся ли после его путешествия на землях Русской Америки английские колонии? О «белых индейцах» Кобелеву рассказал тойон (вождь) острова Игеллин (ныне о. Ратманова, США) по имени Каигуню Момахунин, который кстати, «объявил о себе, якобы природою он американец и родился в земле американской».

Личное знакомство Кобелева с русскими американцами не состоялось, поскольку чукчи не пожелали отвезти сотника к таинственным поселенцам по вполне понятным причинам:

«Чтоб ево, Кобелева, на американском берегу не убили или б не задержали, и в таком случае страшась взыску, или на них безвинного притеснения и бедствия».

Однако чукотский вождь согласился передать письмо казака американским бородачам. Иван Кобелев был уверен, что они являются потомками мореходов, пропавших в 1648 г. во время перехода Семена Ивановича Дежнева «со товарищи» из устья реки Колымы вокруг Чукотки через пролив, в будущем названный именем Беринга.

«Слыхал я, еще быв в Анадырске, от предков моих, что в давные годы вышло из устья реки Лены, по прежнему званию семь кочей, – писал Кобелев, – и поворотя Северным морем, шли благополучно до реки Колымы и оттоль тем же Северным морем вокруг Чукоцкой нос, поровнясь против самого носу, и тут зделался шторм, и тем штормом те кочи разнесло, из которых четыре известны, а о трех неизвестно, и те народы где ныне находятся, не знатно ж», – писал «по начальству» Кобелев.

Народности Северной Америки

Немногим позже казачий сотник узнал новые сведения о таинственных поселенцах: якобы, они хотели направить в Анадырскую крепость письмо с просьбой продать им железо. Кобелеву стало известно также, что белые бородачи, живущие по реке Хеврен (возможно, это одно из названий Квихпака-Юкона), молятся в храме: «собираются в одну зделанную большую хоромину и тут молятся, еще есть де у тех людей такое место на поле и ставят деревянные писанные дощечки, стают противу оных прямо передом, мужеска пола большие, а за ними и прочие».

Сведения прапорщика Лиденау

Сведения о русских поселениях на американских побережьях доходили до «исторической родины» еще до образования в 1799 г. Российской Американской компании и закреплении промышленников на островах Кадьяк и Ситха. Участник экспедиций Беринга прапорщик Яков Лиденау стал автором труда «Описание о Чукоцкой земле» (1742)». Вот фрагмент из него:

«И они, чукчи, от своих жилищ на ту землю (т.е. Аляску) ходят байдарами и с той земли привозят посуду деревянную, подобную русской. И по разглагольствованию тех чукч имеется чрез русских людей известие доподлинно так, что якобы купецким людям двенадцатью кочами…для торгу пошедших и от сильных морских погод друг от друга разошедшихся, иные в Камчатку проплыли, а иные к тому острову, который Большой Землею называется, пристали и тамо жительствующими народами совокупившиеся, у них поженились и расплодились».

Торг русских поселенцев с алеутами.

Архивные изыскания и версии экспертов

Известный советский ученый-американист Алексей Владимирович Ефимов (1896-1971) в своем труде «Из истории русских экспедиций на Тихом океане (первая половина XVIII в.) сообщает:

«В Российском государственном архиве Военно-Морского Флота нами обнаружен «опросный лист» неизвестного казачьего сотника, составленный не ранее 1769 г., когда опрашиваемому было 55 лет. Под командованием майора Дмитрия Павлуцкого сотник участвовал в походах 1744, 1745, 1746 и 1747 гг. «против бунтующихся чукоч» и во время первого своего похода был у «самого их южно-восточного Чукотского носу, на котором имели с ними еще бои». Пленные чукчи, рассказывая об островах Берингова пролива, указывали и направление, в котором следовало бы искать на Аляске поселение русских: «А за оными островами к зюйд-осту на матерой земле живут с бородами широкими в избах, а не в юртах, в каких живут чукчи и юкагиры, смежные с чукчами».

Итак, исходя из архивных записей, можно сделать вывод: «русские индейцы» в Америке, якобы, жили с давних пор – об этом свидетельствуют многочисленные рассказы чукчей, имевших прямое сообщение с Аляской и ее обитателями. По основной версии, поселение основали русские казаки с кочей, пропавших в море во время знаменитой экспедиции Семена Дежнева в 1648 г. Некоторые исследователи считают, что речь в докладе Ивана Кобелева идет о более позднем плавании купеческих кораблей и постигшем их крушении в Беринговом море.

Художник М. Тиханов. Алеут

Есть также мнения экспертов о том, что поселения основали члены экипажа пакетбота «Св. Павел», которым командовал первооткрыватель северо-западных берегов Америки Алексей Ильич Чириков, капитан экспедиции командора Беринга. Чириков, достигнув американских островов, высадил на берег десант, и все люди, отправленные на разведку и поиски пресной воды, бесследно исчезли. Алексей Ильич предполагал, что их убили или взяли в плен аборигены. Кстати, в Инструкции Морского министра маркиза Траверсе начальнику экспедиции к Северному полюсу капитан-лейтенанту М. Н. Васильеву версия «чириковцев» выведена как основная.

«Если время и обстоятельства позволят, он (капитан-лейтенант Васильев)… будет стараться получить верные сведе­ния о российском поселении, составившемся в окрестностях оного из людей экипажа Чирикова, оставшихся на сем берегу», – говорится в документе.

Письма монаха Германа

Однако, были и другие предположения относительно поселений белых людей на северо-западных побережьях Америки. Одно из них высказывал известный в истории Русской Америки монах Герман – уроженец Рязанской земли, монах Валаамского монастыря, направленный в составе миссии для духовного просвещения коренного населения и прославленный во второй половине двадцатого века в лике святых. В своих письмах от 19 и 21 мая 1795 г. в Россию к настоятелю монастыря Назарию Герман сообщал, что старинные поселения русских на Аляске существуют и, по всей видимости, возникли они еще в XVI веке при Государе Иоанне Грозном. От его гнева бежали некоторые жители Великого Новгорода: сначала в Сибирь, затем на семи кочах – на реку Анадырь. Шесть из них благополучно причалили к восточно-сибирским берегам, а вот седьмое судно пропало без вести.

«То и думают, что непременно то судно принесло в Америку, и живут тут, где ныне слышали», – утверждал о. Герман.

Светлана Григорьевна Федорова (1929-2011), крупный советский и российский историк, этнограф, архивист, в своей книге «Русская Америка» подробно останавливается на проблеме «белых индейцев». По ее данным, назначенный в 1818 г. Правителем Русской Америки Л.А. Гагемейстер не оставил без внимания сведения о легендарных поселенцах, в том числе, полученных о. Германом.

«Перескажите отцу Герману о плане к северу и прочтите ему мое предложение [Кадьякской] конторе, может быть, и он подаст благой совет», — писал Гагемейстер из Ново-Архангельска на Кадьяк 28 января 1818 г. перед отправкой экспедиции на поиски «русских индейцев».

Поселение в Русской Америке

К сожалению, путешествие было безрезультатным, его итоги свелись к записи в дневнике участника экспедиции, морского офицера Петра Корсаковского: «О чем Кадьякская контора изволила предписывать, то все пустое и никаких сведений об оном не получил».

В дальнейшем другой начальник Русской Америки М.И. Муравьев, надо сказать, не очень-то веривший в мифических соотечественников, поселившихся в старинные времена на Аляске, направил в 1821 г. экспедицию, состоявшую из компанейских судов: брига «Головнин» под командованием В.С. Хромченко и кутера «Баранов», которым руководил А.К. Этолин. Среди задач капитанам ставилось опровержение или доказательство существования загадочных поселений. Хромченко и Этолиным также не было обнаружено никаких фактов, свидетельствующих о таинственных «белых индейцах».

«Решение довольно важной задачи, долго пребываемой нерешенною: насчет белых людей с бородами, якобы живущих в Америке, — писал В.С. Хромченко в путевом журнале, — ныне уже с совершенною достоверностью мною решена и притом доказана несправедливость прежних в сем слухов».

Экспедиция Авинова

Вернемся к плаванию А.П. Авинова. С.Г. Федорова в книге «Русская Америка» пишет:

«Креол А.И. Климовский, спутник Корсаковского по походу 1818 г., участвовал в плавании на шлюпе «Открытие» (1819–1822), и поэтому Авинов мог получить сведения о походе Корсаковского из первых рук».

Таким образом, Александр Павлович знал, кого искать и, в общих чертах, где искать. Плавание Авинова на боте продолжалось с 6 июля по 19 августа 1821 г. Он четко выполнил главную задачу по обследованию побережий Русской Америки от мыса Невенгам до залива Нортон, а затем совершил беспримерный для небольшого парусного бота переход от Америки до Камчатки. Что касается поисков русского поселения, то С.Г. Федорова пишет:

«Приступая к проверке сведений о старинном русском поселении, Авинов и натуралист Штейн имели также возможность записать наблюдения начальника Ново-Александровской крепости на реке Нушагак Колмакова, участника похода Корсаковского 1818 г. Судя по рассказу Колмакова, люди, живущие на берегах Кускоквима и приезжавшие в Ново-Александровскую крепость для торговли, имели вещи европейского происхождения. Так, он видел у аборигенов «переломленный крест, что одна девка носит на лбу», медную табакерку со знаком «А» (как мы полагаем, с монограммой Александра I), а также медный таз, по предположению Колмакова, принадлежавший ранее русскому священнику, убитому индейцами на Кускоквиме».

Православная церковь на Аляске

Конечно, эти предметы могли попасть к эскимосам от промышленников или купцов, однако аборигены уверяли о том, что вещи получены от жителей старинного русского поселения.

«Один из диких говорил, — записал Колмаков, — что надобно идти лето и зиму до белых людей… Перегон к ним речками, и во многих местах байдарки переносят берегом, и показали идти на ост». Вывод Колмакова был категоричен: «дикие рассказывают все разное, единственно чтоб только вымыслить».

В заливе Добрых Вестей, как отмечается в книге С.Г. Федоровой, Авиновым был записан рассказ жителей поселения на реке Найнгак о том, что общения с таинственными русскими они не имели и лишь со слов стариков утверждали «будто лет за тридцать» (т. е. в начале 90-х годов XVIII в.) с берега видели одно парусное судно. Скорее всего, все полученные от коренных жителей Аляски сведения о старых русских поселениях базировались на рассказах их предков. Если переселенцы и существовали, то их следы давно затерялись, а потомки полностью ассимилировались с аборигенами. В книге «Русская Америка» С.Г. Федорова делает вывод:

«…ближе к истине, на наш взгляд, было бы предположение, что «белые люди» из рассказов аборигенов действительно жили на востоке, во владениях Компании Гудзонова залива, и в 20-х годах XIX в. уже невозможно было отыскать следы легендарной русской колонии на Аляске».

В журнале плавания Северной дивизии Васильев записал:

«Авинов собрал достоверные сведения от тамошних жителей, что по всему американскому берегу к северу, сколько им известно, обитает один народ». Таким образом, в ходе своей экспедиции на боте в 1821 г. Александр Павлович Авинов, казалось бы, навсегда «закрыл» вопрос о старинных русских поселениях на территории Аляски. Однако легенда оказалась живучей, ее притягательность для исследователей не исчезла, и неожиданно она получила второе рождение уже в XX веке.

Древний поселок на Кенайском полуострове

В 1937 г. при проведении землемерных работ на полуострове Кенай были обнаружены остатки древнего поселения, возраст которого относится к XVI-XVII векам. В ходе раскопок были найдены хорошо сохранившиеся фундаменты домов и стены, сложенные из кирпичей и бревен! Аборигены так жилье не строили, и американские ученые сделали вывод, что именно об этом поселении писал русский православный миссионер о. Герман настоятелю Валаамского монастыря в 1795 г. Будущий первый православный святой Северной Америки Герман Аляскинский, как уже говорилось, предполагал, что поселение основано новгородцами, бежавшими от гнева Ивана Грозного. Прошло немало лет, но сих пор ученые расходятся в мнениях о том, кто же построил поселок на Кенае…

Раскопки русских поселений на Аляске

Что обнаружил Лаврентий Загоскин?

Свою лепту в «русский вопрос» на Аляске помимо о. Германа и моряка А.П. Авинова внес еще один знаменитый рязанец – исследователь материковой части Аляски Лаврентий Алексеевич Загоскин. Во время экспедиции по регионам крупнейших рек Русской Америки Квихпака (Юкона) и Кускоквима Загоскин обнаружил остатки укрепления, не характерного для индейцев. В своем труде «Пешеходная опись части русских владений в Америке» исследователь сообщал о развалинах крепости:

«В 7 милях не доходя восточного его (р. Апхун) устья, на правом берегу фут 20 высоты находится зимняя одиночка паштольцев, называемая Аимгиагмют; вблизи ее на том же берегу заметно поросшее травою, полуразрушенное земляное укрепление, в котором, по рассказам паштольцев, укрывались их деды от нападения магмютов. Форма укрепления круглая, до 20 сажень в поперечнике, высота вала местами до 5 фут, толщина около 4; земля на насыпи была брата из нутра, со всего огражденного пространства».

Археологические находки на Аляске

При этом известно, что эскимосы, обитатели территории, о которой идет речь у Загоскина, никогда не строили земляных укреплений.

Тайна Аляски

Таким образом, проблема древних русских поселений в Америке еще до конца не исследована, она ждет своего решения. Но пока никто научно не опроверг категоричных выводов рязанского мореплавателя Александра Павловича Авинова, сделанных во время его экспедиции на боте в 1821 г.: «Показания же бывшей в сих местах береговой экспедиции 1818 и 1819 годов, предпринятой Американской компанией из Кадьяка, будто к северу от реки Кускохан по матерому берегу живет ка­кой-то европейский народ, оказались совершенно ложны». Кто знает, может с течением времени кому-то из ученых удастся поправить Авинова. Но пока старинные сведения о поселении «белых индейцев» Аляски не получили достоверного подтверждения и остаются красивой, таинственной легендой…