Как рязанский архиепископ привел царя на трон

Вся жизнь рязанского святителя Феодорита (1551-1617), посвященная Богу и Отечеству, была под стать горькому возгласу, который предстоятель адресовал не кому-нибудь, а будущему государю Михаилу Федоровичу Романову и его матери, инокине Марфе:

«Не внемлите вы мольбам! Будь по-вашему, бедствуй русская земля, плач снова, русский народ. Но перед сим святым образом говорю тебе, Царь Михаил, что отныне на тебя падет бедствие Отчизны!».

В Смутное время, когда судьба России висела на волоске, когда со всех сторон были предатели и лжецы, преступники и самозванцы, голос Феодорита, возглавившего посольство земского собора к выбранному царем Михаилу, гневно и горько воззвал к Романовым.

Святитель Феодорит

Не случайно Земский собор поручил возглавить посольство к царю Михаилу Романову именно ему, архиепископу Рязанскому и Муромскому Феодориту. Народная грамота, которую несли послы юному Михаилу Федоровичу Романову, гласила:

«Русская держава без покрова; венец ея осиротел; отечество рыдает, что у него нет отца. Прииди к нам, сладкая надежда всей земли русской! Царь по сердцу всего народа избранный!»

Призвание царя

Для Михаила Романова единственной истинной ценностью была любовь к родителям. А рязанский митрополит отдал в еще слабые руки шестнадцатилетнего подростка все громадное Русской царство. Яркая речь Феодорита стала решающей в судьбе страны. В итоге весной 1613 года в Костромском Ипатьевском монастыре Марфа благословила сына на царство Феодоровской иконой Божьей матери, произнеся:

«Се, Тебе, о Богомати Пречистая Богородица, в Твои Пречистые руце,  Владычице, чадо свое предаю, и якоже хощеши, устроиши ему полезная и всему православному христианству».

Призвание Михаил Романова на царство. Палехская роспись

До того в мучениях скончался царь Иван Грозный, в Угличе пал с ножом в груди его малолетний наследник Дмитрий, во время бунта в Москве был убит Лжедмитрий Первый, собственные охранники зарубили на охоте Лжедмитрия Второго, в польском плену ушел из жизни свергнутый царь Василий Шуйский, а через короткое время и брат его, Дмитрий…

В Смуту быть русским царем почти наверняка означало принести себя в жертву. И каково было Марфе отдавать на шаткое, опасное царствование юного сына… Но как было не внять гневному восклицанию рязанского митрополита: «На тебя падет бедствие Отчизны!». Так рязанский предстоятель, образно говоря, за руку привел к российскому трону юного Михаила Романова, первого в династии.

Призвание Михаила Федоровича к исполнению долга перед государством стало вторым по счету духовным подвигом Феодорита. А первым было спасение для Руси памяти о святом Василии Рязанском.

Становление святителя

Родился Феодор Васильевич, как звали его в миру, при царе Иоанне Грозном в 1551 году. О детстве его и родителях достоверных сведений не сохранилось.

По преданию, будущий святитель происходил из знатного рода бояр Шереметевых. Монашеский постриг принял в 1590-х годах с наречением имени Феодорит – в честь священномученика Феодорита Антиохийского. Тогда же по благословению Патриарха Иова он был посвящен в священнический сан. Архиерейское служение владыки Феодорита на Рязанской кафедре началось в 1605 году. В самый тяжелый период Смутного времени Феодорит стал епископом Рязанским и Муромским. В состав епархии входили также части нынешних Липецкой, Воронежской, Тульской и Тамбовской церковных округов.

В те годы Россия находилась под властью самозванца Лжедмитрия, интервенты-поляки, разбойные казаки жгли целые города и села, беспощадно истребляли и грабили народ.

Польские интервенты

Летом 1609 года архиепископ Феодорит открыл нетленные мощи Василия Рязанского, хранившиеся в Борисоглебском храме Переяславля Рязанского, и торжественно перенес их в Успенский собор. Сегодня это Христорождественский храм Рязанского кремля.

Василий Рязанский – кто он?

Среди специалистов нет единства в вопросе – когда в российской истории появился епископ муромский и рязанский Василий. Одни относят период его жизни к XIII веку, другие к XIV. По преданию, указанному в «Житии святого благоверного князя Константина и чад его: Михаила и Феодора, муромских чудотворцев», св. Василий, четвертый епископ муромский, все-таки известен с XIII века, когда и был изгнан муромцами из города по подозрению в неправедной жизни.

Василий Рязанский. Икона

Взяв с собою чудотворную икону Богоматери, некогда принесенную в Муром из Киева, он поплыл вверх по Оке, на своей мантии, прибыл в Рязань (древний город, подвергшийся разрушению во время нашествия Батыя), и был с честью принят здесь князем Олегом Ингваревичем и гражданами. В некоторых источниках даже указывается год, когда произошло это событие – 1288.

Таким образом, епископская кафедра была перенесена из Мурома в Рязань. Затем Василий тем же чудесным способом, то есть, на своей мантии, прибыл по Трубежу (это уже в Переяславле Рязанском, ставшем впоследствии столицей княжества) в Борисоглебский собор. Здесь святой Василий Рязанский был погребен, когда в 1295 году окончилась его земная жизнь. После реконструкции храма могила оказалась снаружи. Мощи духовного владыки Рязанского края покоились здесь до 1609 года.

Собор Бориса и Глеба в Рязани

Добавим, что автором Сказания (или Повести) о святителе Василии в составе Жития князя Константина и чад его Михаила и Феодора считают Ермолая Прегрешного (в иночестве Еразма), протопопа московской церкви Спаса-на-Бору, который в XVI веке собрал сведения о святителе Василии в Муроме в том виде, как хранила их память народная.

Спасение памяти святого

Распоряжением Феодорита мощи святителя Василия были положены под спудом на левом клиросе рядом с иконостасом. При архиепископе Моисее (1638-1651), в 1638 году, над мощами святителя Василия была устроена каменная гробница, а над ней помещен образ Муромской Пресвятой Богородицы «Моление Василия». В 1645 году впервые торжественно праздновалось перенесение мощей святителя Василия. В 1722-1723 гг., при Петре I, состоялось свидетельство святости Василия Рязанского. После этого он был изображен на иконе вместе с другими русскими святыми.

Мощи Василия Рязанского

В настоящее время святитель Василий особенно почитается на Рязанской земле. В каждом храме Рязанской епархии имеется его икона, а в большинстве храмов, кроме того, настенное изображение святителя, плывущего по воде на мантии с Муромской иконой Богоматери в руках.

По праву можно считать, что святитель Феодорит спас и мощи Василия Рязанского, и память о нем. В 1609 году, когда мощи Василия Рязанского велением Феодорита были перенесены в Успенский собор, началась польско-литовская интервенция. В тот же год неистовый казак Иван Болотников раз за разом громил царские войска. Смоленск стоял в польской осаде, все понимали – вскоре падет Москва… Жители и власть имущие срочно прятали имущество и деньги.

Феодорит сохранил для Рязани действительно самое святое – и сделал это вовремя!

В 1618 году к Переяславлю Рязанскому подойдет союзник поляков гетман Петр Сагайдачный со своими казаками – «черкасами». Кремль он не возьмет, рязанские святыни, укрытые в нем, будут сохранены. А вот посады и храмы Сагайдачный с ордой «православных» запорожцев разорит и разграбит. Сильно пострадает и Борисоглебский храм. Разумеется, если бы мощи Василия Рязанского хранились на его территории, наверняка они были бы утрачены. Тогда-то в очередной раз вспомнили добрым, почтительным словом на Рязани и Руси к тому времени ушедшего из жизни святителя Феодорита…

Не будем забывать и о том, что именно Феодорит в 1611 году благословил первое Рязанское ополчение во главе с Прокопием Ляпуновым и зарайским воеводой Димитрием Пожарским в 1611 году на освобождение Москвы от поляков. Помешало предательство казаков Ивана Заруцкого, погубивших Ляпунова…

Собор Бориса и Глеба, могила Василия Кадомского и памятник Василию Рязанскому

В 1987 году по благословению Святейшего Патриарха Пимена святитель Феодорит был прославлен в лике рязанских святых. И ныне у святого престола он молится за рязанцев и всех русских людей.