Мифы и факты о Евпатии Коловрате. К 785-й годовщине героической обороны Рязани от войск Батыя
Евпатий Коловрат… Знаменитый защитник Рязанской земли в средние века, ясным соколом налетевший на врагов, которым было «несть числа». До сих пор у историков нет единого мнения в том, был ли герой лишь фольклорным персонажем или существовал в действительности. Не претендуя на установление истины в этом вопросе, попробуем собрать основные упоминания о Евпатии, сохранившиеся в древних и более поздних источниках.
Трагедия Рязани
Начнем с того, что единственным древнерусским источником, упоминающим о Евпатии Коловрате, является «Повесть о разорении Рязани Батыем», рассказывающая о трагедии 1237 года.
Итак, 785 лет назад Рязань первой приняла на себя удар полчищ свирепого монгольского хана. Перед битвами и штурмом столицы рязанский князь Юрий Ингваревич принял некое «безделное» посольство кочевников, потребовавшее в качестве дани десятую часть «во князех, и во всяких людех, и во всем».
Юрий Рязанский направил послов к великому князю Георгию Всеволодовичу Владимирскому, прося у него помощи против агрессоров. Однако тот войска не прислал, как пишет безвестный автор «Повести…», задумав «сам сотворити брань з Батыем», то есть, снискать личную славу, победив войско монголов.
Предчувствуя беду, Юрий Рязанский стал собирать совет князей, отправив запросы «по братью свою: по князя Давыда Ингоревича Муромского, и по князя Глеба Ингоревича Коломенского, и по князя Олга Краснаго, и по Всеволода Проньского, и по прочии князи. И начаша совещевати, яко нечестиваго подобает утоляти дары».
Здесь надо на время отвлечься от повествования и уточнить, что, по мнению современных ученых, «Повесть о разорении…» вoзниклa знaчитeльнo пoзжe caмoгo coбытия — зaxвaтa и paзгpoмa Pязaни Бaтыeм.
Знаменитый советский историк и литературовед Дмитрий Сергеевич Лихачев (1906-1999) предполагал, что произведение было создано, вероятнее всего, в cepeдинe XIV века: «3a этo гoвopит и caмaя ocтpoтa пepeживaния coбытий Бaтыeвa нaшecтвия, нe cглaжeннaя и нe cмягчeннaя eщe вpeмeнeм, и pяд xapaктepныx дeтaлeй, кoтopыe мoгли быть пaмятны тoлькo ближaйшим пoкoлeниям».
При этом «Повесть о разорении Рязани Батыем» отнюдь не является документальным изложением событий. Например, в ней сpaжaютcя c Бaтыeм князья, к 1237 году yжe yшедшие из жизни – нaпpимep, Bceвoлoд Пpoнcкий, пoгибший в 1208 году, Дaвид Mypoмcкий, cкoнчaвшийcя в 1228 году. Кроме того, coглacнo произведению в битве 1237 года гepoичecки гибнeт Oлeг Ингваревич Kpacный, а по летописным сведениям он попал в плен после сражения под Коломной, томился в батыевой неволе вплоть дo 1252 года, а затем был «пощажен ради редкой его красоты», отпущен на княжество и прожил еще шесть лет.
Разумеется, и по поводу появления в центре событий боярина Евпатия Коловрата возникают определенные сомнения.
А был ли Евпатий?
Итак, герой спешно прибывает на Рязанскую землю уже после сожжения города войском Батыя.
«И некий от велмож резанских имянем Еупатий Коловрат в то время был в Чернигове со князем Ингварем Ингоревичем». Надо сказать, что Евпатий Коловрат нигде более в источниках не упоминается. Современные исследователи в примечаниях к тексту «Повести о разорении Рязани Батыем» указывают, что в некоторых редакциях произведения ему дано отчество – «Львович». Кроме того, по версии отдельных списков «Повести о Николе Заразском», включающей в себя и рассказ о разорении Рязани, Евпатий был похоронен в Спасском соборе Рязани.
Предположительные, то есть, не имеющие документального подтверждения версии о Евпатии таковы: к моменту нашествия монголов на Русь ему было порядка 35 лет. По всей видимости, Коловрат занимал достаточно почетное место при рязанском князе, был «велможей» – боярином или воеводой, обладал выдающейся физической силой.
Еще до падения Рязани князь Юрий Игоревич отправил своих людей с просьбой о помощи к князьям Владимирским и Черниговским. Именно в Чернигове находился в это время Евпатий Коловрат, здесь его и застала весть о гибели Рязани.
Язычник или христианин?
Существует современная версия, что Коловрат был язычником. Ее сторонники обращают внимание на странные имя и прозвище богатыря. Относительно имени надо сказать – ничего необычного и тем более языческого в нем нет. Евпатий – восточнославянское имя, образовалось от древнегреческих (εὖ) [Ев] + (πάτος) [patos] в значении – добрый шаг/путь/дорога (Патий). Стоит вспомнить святого Ипатия Гангрского (епископа древнего города Гангры). Кстати, в честь него назван всем известный Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь в Костроме, где одно время жил юный Михаил Романов, ставший основателем царской династии, и его мать – инокиня Марфа.
Что касается древнеславянского слова «Коловрат» («колесо», «круговорот», «солнцеворот»), то оно вполне могло быть прозванием человека. Например, мастера стрельбы из тяжелого арбалета-«самострела», который устанавливался на подвижную станину – коловорот или коловрат. Евпатий вполне мог владеть этим оружием, так как история русского самострела по летописным источникам прослеживается с середины XII века (битва с половцами на Каяле в 1185 году, бой под Черниговом в 1152). Коловратом могли называть воина, который способен отбиваться от врагов, наседающих с разных сторон. Его вполне уместно сравнить с «витязем, вращающимся словно колесо», успевающим наносить удары многочисленным противникам.
В старину, когда фамилий не существовало, людям часто давались прозвища, которые со временем становились весьма известными. Например, основателем знаменитого рода Голенищевых-Кутузовых стал правнук сподвижника Александра Невского – Гаврилы Алексича. Звали потомка Александр Прокшич, по прозвищу «Кутуз». По одним версиям, слово происходило из тюркских языков и означало вспыльчивого и неистового человека. Другие исследователи склоняются к немецкому происхождению слова: «кутуз» – это «подушка», «узел с вещами». Так называли тучного, мешковатого человека. Внук Прокшича Василий Ананиевич, в свою очередь, имел прозвище «Голенище» и даже был посадником в Новгороде в 1471 году. Великий полководец и победитель Наполеона Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов принадлежал к этому древнему и славному роду.
Заканчивая тему «язычества» Евпатия Коловрата, надо подчеркнуть, что неправославный человек попросту не мог в XIII веке на Руси занимать высокий пост воеводы и принадлежать к высшему сословию бояр.
Подвиг воина
Далее в «Повести о разорении Рязани Батыем» читаем: «И услыша приход зловернаго царя Батыа, и иде из Чернигова с малою дружиною, и гнаша скоро». Историки, расшифровывая понятие «малая дружина», утверждают, что в данном случае речь идет о войске численностью от нескольких сот до тысячи человек.
Придя в разоренную Рязань, Евпатий «воскрича в горести душа своея и разпалаяся въ сердцы своем. И собра мало дружины тысящу семсот человек, которых Богъ соблюде – быша вне града».
Далее в произведении идет выразительный, эмоциональный рассказ о том, как Евпатий и его воины (даем текст в современной адаптации): «Били татар нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сек ими. Почудилось татарам, что мертвые восстали. И послал (Батый) шурича своего Хостоврула на Евпатия, а с ним сильные полки татарские. Хостоврул же похвалился перед царем, обещал привести к царю Евпатия живого. И обступили Евпатия сильные полки татарские, стремясь его взять живым. И съехался Хостоврул с Евпатием. Евпатий же был исполин силою и рассек Хостоврула на-полы до седла».
Про батыева «шурича», то есть, сына шурина, Хостоврула (в других редакциях — Таврула) больше нет сведений ни в русских, ни в монгольских источниках. Поэтому нельзя сказать наверняка – существовал ли такой человек или это легендарное имя.
Рассказ о подвиге Евпатия Коловрата заканчивается как средневековые рыцарские саги – герой мужественно сражается и погибает в неравной битве, и даже враги с уважением отзываются о его личных качествах – храбрости, чести, удали, преданности Отечеству.
«И сказал Батый, глядя на тело Евпатьево: «О Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной орды моей побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня – держал бы его у самого сердца своего». И отдал тело Евпатия оставшимся людям из его дружины, которых похватали на побоище. И велел царь Батый отпустить их и ничем не вредить им».
Историки о Евпатии Коловрате
Знаменитые мэтры исторической науки принимают историю о Коловрате как вполне правдивую. Николай Михайлович Карамзин в своей «Истории государства Российского» пересказывает содержание повести, не подвергая ее сомнению. Дмитрий Иванович Иловайский высказывается так: «событие, очевидно, невыдуманное, только трудно определить, насколько народная гордость участвовала в изобретении поэтических подробностей».
Современные историки считают рассказ о Коловрате более поздней вставкой в «Повесть о разорении Рязани Батыем», а Дмитрий Сергеевич Лихачев писал, что рассказ о Коловрате «целиком обязан своим происхождением народному эпосу».
Доктор исторических наук, профессор кафедры истории и теории культуры РГГУ Константин Юрьевич Ерусалимский в интервью международному телеканалу RT сказал: «Евпатий описан достаточно достоверно, мотивы его воинов вполне оправданны. Но все остальное, в частности, восхваление Батыем русских воинов, напоминает сконструированную, более позднюю легенду, созданную в XV–XVI веках. Поэтому специалисты относятся к этому памятнику скорее как к литературному, а не документальному».
«Наш он, шиловский!»
И, наконец, перейдем к Евпатию Коловрату как к «нашему всему» Шиловского района Рязанской области! Бытует мнение о том, что Евпатий Коловрат (о котором, напомним, говорится лишь в «Повести о разорении Рязани Батыем») родился в деревне Фролово (нынешний Шиловский район) приблизительно в 1200 году.
В 2006 году в деревне Фролово даже открыли часовню и мраморный памятник, посвященный былинному богатырю. Еще раньше, в 1995 году, памятник Евпатию Коловрату появился в самом Шилове на центральной площади. При этом злые языки утверждают, что древний воин лицом в точности похож на Владимира Ильича Ленина! Если присмотреться, то, действительно, что-то общее есть… Журналисты «Огонька» «раскопали» историю о том, что лицо Коловрата изготовил скульптор, который всю жизнь работал с изображением вождя мирового пролетариата. Вот и «вспомнила рука»…
Наконец, в 2007 году конный монумент, изображающий Коловрата в бою, гордо возвысился на Почтовой площади в Рязани. Скульптор – рязанец Олег Седов.
Святой или нет?
Интересно, что после выхода в 2017 году на экраны фантазийного фильма-экшна «Легенда о Коловрате» на полном серьезе стали появляться в печати заметки о «святом» воине Евпатии. По этому поводу в интервью изданию «КП» протоиерей Арсений Вилков, глава информационно-аналитического отдела Рязанской епархии, дал четкий ответ:
«В церковном календаре нет дня Евпатия Коловрата! Русская церковь чтит память защитников древней Рязани, но этот народный герой не был прославлен в лике святых. 24 августа, или 11 августа по старому стилю – день памяти мученика архидиакона Евпла. Возможно, путаница произошла из-за схожести начальных букв имен. На самом деле имя Евпатий – эквивалент греческого имени Ипатий. В то время на Руси почитали священномученика Ипатия Гангрского. Предположительно, Евпатий Коловрат был крещен в честь этого святого, память которого совершается 13 апреля».
Кстати, летом 2019 года митрополит Рязанский и Михайловский Марк освятил барельеф с изображением Евпатия Коловрата для установки на новом ледоколе, который назван в честь героя. Однако эта церемония не означает, что Евпатий прославлен в лике святых, как пытаются представить некоторые интернет-пользователи. Да и по правде сказать – не стоит искусственно «изобретать» новые почести легендарному герою. Ему довольно главного – благодарной памяти многих и многих поколений рязанцев!
От Ольги́ до Швивой Заводи Знают песни про Евпатия. Их поют от белой вызнати До холопного сермяжника. Хоть и много песен сложено, Да ни слову не уважено, Не сочесть похвал той удали, Не ославить смелой доблести.
Сергей Есенин, «Песнь о Евпатии Коловрате»
Еще новости "Рязань":
- Облачно, но без осадков будет в Рязанской области в воскресенье
- Рязанцев приглашают участвовать в фестивале авторской песни «Гринландия»
- В Рязани задержали мужчину, угрожавшего убить тещу молотком
- Мокрый снег и гололед возможны в Рязанской области в субботу
- Павел Малков на конференции рязанского отделения «Единой России»: Наша задача – продолжить курс на развитие региона