Always Active

Necessary cookies are required to enable the basic features of this site, such as providing secure log-in or adjusting your consent preferences. These cookies do not store any personally identifiable data.

No cookies to display.

Functional cookies help perform certain functionalities like sharing the content of the website on social media platforms, collecting feedback, and other third-party features.

No cookies to display.

Analytical cookies are used to understand how visitors interact with the website. These cookies help provide information on metrics such as the number of visitors, bounce rate, traffic source, etc.

No cookies to display.

Performance cookies are used to understand and analyse the key performance indexes of the website which helps in delivering a better user experience for the visitors.

No cookies to display.

Advertisement cookies are used to provide visitors with customised advertisements based on the pages you visited previously and to analyse the effectiveness of the ad campaigns.

No cookies to display.

Мифы и факты о Евпатии Коловрате. К 785-й годовщине героической обороны Рязани от войск Батыя

Евпатий Коловрат… Знаменитый защитник Рязанской земли в средние века, ясным соколом налетевший на врагов, которым было «несть числа». До сих пор у историков нет единого мнения в том, был ли герой лишь фольклорным персонажем или существовал в действительности. Не претендуя на установление истины в этом вопросе, попробуем собрать основные упоминания о Евпатии, сохранившиеся в древних и более поздних источниках.

Трагедия Рязани

Начнем с того, что единственным древнерусским источником, упоминающим о Евпатии Коловрате, является «Повесть о разорении Рязани Батыем», рассказывающая о трагедии 1237 года.

Итак, 785 лет назад Рязань первой приняла на себя удар полчищ свирепого монгольского хана. Перед битвами и штурмом столицы рязанский князь Юрий Ингваревич принял некое «безделное» посольство кочевников, потребовавшее в качестве дани десятую часть «во князех, и во всяких людех, и во всем».

Штурм Рязани, диорама в Рязанском кремле

Юрий Рязанский направил послов к великому князю Георгию Всеволодовичу Владимирскому, прося у него помощи против агрессоров. Однако тот войска не прислал, как пишет безвестный автор «Повести…», задумав «сам сотворити брань з Батыем», то есть, снискать личную славу, победив войско монголов.

Предчувствуя беду, Юрий Рязанский стал собирать совет князей, отправив запросы «по братью свою: по князя Давыда Ингоревича Муромского, и по князя Глеба Ингоревича Коломенского, и по князя Олга Краснаго, и по Всеволода Проньского, и по прочии князи. И начаша совещевати, яко нечестиваго подобает утоляти дары».

Здесь надо на время отвлечься от повествования и уточнить, что, по мнению современных ученых, «Повесть о разорении…» вoзниклa знaчитeльнo пoзжe caмoгo coбытия — зaxвaтa и paзгpoмa Pязaни Бaтыeм.

Нашествие монголов, миниатюра из летописи

Знаменитый советский историк и литературовед Дмитрий Сергеевич Лихачев (1906-1999) предполагал, что произведение было создано, вероятнее всего, в cepeдинe XIV века: «3a этo гoвopит и caмaя ocтpoтa пepeживaния coбытий Бaтыeвa нaшecтвия, нe cглaжeннaя и нe cмягчeннaя eщe вpeмeнeм, и pяд xapaктepныx дeтaлeй, кoтopыe мoгли быть пaмятны тoлькo ближaйшим пoкoлeниям».

При этом «Повесть о разорении Рязани Батыем» отнюдь не является документальным изложением событий. Например, в ней сpaжaютcя c Бaтыeм князья, к 1237 году yжe yшедшие из жизни – нaпpимep, Bceвoлoд Пpoнcкий, пoгибший в 1208 году, Дaвид Mypoмcкий, cкoнчaвшийcя в 1228 году. Кроме того, coглacнo произведению в битве 1237 года гepoичecки гибнeт Oлeг Ингваревич Kpacный, а по летописным сведениям он попал в плен после сражения под Коломной, томился в батыевой неволе вплоть дo 1252 года, а затем был «пощажен ради редкой его красоты», отпущен на княжество и прожил еще шесть лет.

Дмитрий Лихачев

Разумеется, и по поводу появления в центре событий боярина Евпатия Коловрата возникают определенные сомнения.

А был ли Евпатий?

Итак, герой спешно прибывает на Рязанскую землю уже после сожжения города войском Батыя.

«И некий от велмож резанских имянем Еупатий Коловрат в то время был в Чернигове со князем Ингварем Ингоревичем». Надо сказать, что Евпатий Коловрат нигде более в источниках не упоминается. Современные исследователи в примечаниях к тексту «Повести о разорении Рязани Батыем» указывают, что в некоторых редакциях произведения ему дано отчество – «Львович». Кроме того, по версии отдельных списков «Повести о Николе Заразском», включающей в себя и рассказ о разорении Рязани, Евпатий был похоронен в Спасском соборе Рязани.

Предположительные, то есть, не имеющие документального подтверждения версии о Евпатии таковы: к моменту нашествия монголов на Русь ему было порядка 35 лет. По всей видимости, Коловрат занимал достаточно почетное место при рязанском князе, был «велможей» – боярином или воеводой, обладал выдающейся физической силой.

Еще до падения Рязани князь Юрий Игоревич отправил своих людей с просьбой о помощи к князьям Владимирским и Черниговским. Именно в Чернигове находился в это время Евпатий Коловрат, здесь его и застала весть о гибели Рязани.

Битва с монголами

Язычник или христианин?

Существует современная версия, что Коловрат был язычником. Ее сторонники обращают внимание на странные имя и прозвище богатыря. Относительно имени надо сказать – ничего необычного и тем более языческого в нем нет. Евпатий – восточнославянское имя, образовалось от древнегреческих (εὖ) [Ев] + (πάτος) [patos] в значении – добрый шаг/путь/дорога (Патий). Стоит вспомнить святого Ипатия Гангрского (епископа древнего города Гангры). Кстати, в честь него назван всем известный Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь в Костроме, где одно время жил юный Михаил Романов, ставший основателем царской династии, и его мать – инокиня Марфа.

Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь, Кострома

Что касается древнеславянского слова «Коловрат» («колесо», «круговорот», «солнцеворот»), то оно вполне могло быть прозванием человека. Например, мастера стрельбы из тяжелого арбалета-«самострела», который устанавливался на подвижную станину – коловорот или коловрат. Евпатий вполне мог владеть этим оружием, так как история русского самострела по летописным источникам прослеживается с середины XII века (битва с половцами на Каяле в 1185 году, бой под Черниговом в 1152). Коловратом могли называть воина, который способен отбиваться от врагов, наседающих с разных сторон. Его вполне уместно сравнить с «витязем, вращающимся словно колесо», успевающим наносить удары многочисленным противникам.

В старину, когда фамилий не существовало, людям часто давались прозвища, которые со временем становились весьма известными. Например, основателем знаменитого рода Голенищевых-Кутузовых стал правнук сподвижника Александра Невского – Гаврилы Алексича. Звали потомка Александр Прокшич, по прозвищу «Кутуз». По одним версиям, слово происходило из тюркских языков и означало вспыльчивого и неистового человека. Другие исследователи склоняются к немецкому происхождению слова: «кутуз» – это «подушка», «узел с вещами». Так называли тучного, мешковатого человека. Внук Прокшича Василий Ананиевич, в свою очередь, имел прозвище «Голенище» и даже был посадником в Новгороде в 1471 году. Великий полководец и победитель Наполеона Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов принадлежал к этому древнему и славному роду.

Заканчивая тему «язычества» Евпатия Коловрата, надо подчеркнуть, что неправославный человек попросту не мог в XIII веке на Руси занимать высокий пост воеводы и принадлежать к высшему сословию бояр.

Коловрат и Хостоврул

Подвиг воина

Далее в «Повести о разорении Рязани Батыем» читаем: «И услыша приход зловернаго царя Батыа, и иде из Чернигова с малою дружиною, и гнаша скоро».  Историки, расшифровывая понятие «малая дружина», утверждают, что в данном случае речь идет о войске численностью от нескольких сот до тысячи человек.

Придя в разоренную Рязань, Евпатий «воскрича в горести душа своея и разпалаяся въ сердцы своем. И собра мало дружины тысящу семсот человек, которых Богъ соблюде – быша вне града».

Далее в произведении идет выразительный, эмоциональный рассказ о том, как Евпатий и его воины (даем текст в современной адаптации): «Били татар нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сек ими. Почудилось татарам, что мертвые восстали. И послал (Батый) шурича своего Хостоврула на Евпатия, а с ним сильные полки татарские. Хостоврул же похвалился перед царем, обещал привести к царю Евпатия живого. И обступили Евпатия сильные полки татарские, стремясь его взять живым. И съехался Хостоврул с Евпатием. Евпатий же был исполин силою и рассек Хостоврула на-полы до седла».

Повесть о разорении Рязани Батыем

Про батыева «шурича», то есть, сына шурина, Хостоврула (в других редакциях — Таврула) больше нет сведений ни в русских, ни в монгольских источниках. Поэтому нельзя сказать наверняка – существовал ли такой человек или это легендарное имя.

Рассказ о подвиге Евпатия Коловрата заканчивается как средневековые рыцарские саги – герой мужественно сражается и погибает в неравной битве, и даже враги с уважением отзываются о его личных качествах – храбрости, чести, удали, преданности Отечеству.

«И сказал Батый, глядя на тело Евпатьево: «О Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной орды моей побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня – держал бы его у самого сердца своего». И отдал тело Евпатия оставшимся людям из его дружины, которых похватали на побоище. И велел царь Батый отпустить их и ничем не вредить им».

Суд Батыя

Историки о Евпатии Коловрате

Знаменитые мэтры исторической науки принимают историю о Коловрате как вполне правдивую. Николай Михайлович Карамзин в своей «Истории государства Российского» пересказывает содержание повести, не подвергая ее сомнению. Дмитрий Иванович Иловайский высказывается так: «событие, очевидно, невыдуманное, только трудно определить, насколько народная гордость участвовала в изобретении поэтических подробностей».

Современные историки считают рассказ о Коловрате более поздней вставкой в «Повесть о разорении Рязани Батыем», а Дмитрий Сергеевич Лихачев писал, что рассказ о Коловрате «целиком обязан своим происхождением народному эпосу».

Доктор исторических наук, профессор кафедры истории и теории культуры РГГУ Константин Юрьевич Ерусалимский в интервью международному телеканалу RT сказал: «Евпатий описан достаточно достоверно, мотивы его воинов вполне оправданны. Но все остальное, в частности, восхваление Батыем русских воинов, напоминает сконструированную, более позднюю легенду, созданную в XV–XVI веках. Поэтому специалисты относятся к этому памятнику скорее как к литературному, а не документальному».

Коловрат в Шилове

«Наш он, шиловский!»

И, наконец, перейдем к Евпатию Коловрату как к «нашему всему» Шиловского района Рязанской области! Бытует мнение о том, что Евпатий Коловрат (о котором, напомним, говорится лишь в «Повести о разорении Рязани Батыем») родился в деревне Фролово (нынешний Шиловский район) приблизительно в 1200 году.

В 2006 году в деревне Фролово даже открыли часовню и мраморный памятник, посвященный былинному богатырю. Еще раньше, в 1995 году, памятник Евпатию Коловрату появился в самом Шилове на центральной площади. При этом злые языки утверждают, что древний воин лицом в точности похож на Владимира Ильича Ленина! Если присмотреться, то, действительно, что-то общее есть… Журналисты «Огонька» «раскопали» историю о том, что лицо Коловрата изготовил скульптор, который всю жизнь работал с изображением вождя мирового пролетариата. Вот и «вспомнила рука»…

Наконец, в 2007 году конный монумент, изображающий Коловрата в бою, гордо возвысился на Почтовой площади в Рязани. Скульптор – рязанец Олег Седов.

Олег Седов на фоне памятника Коловрату

Святой или нет?

Интересно, что после выхода в 2017 году на экраны фантазийного фильма-экшна «Легенда о Коловрате» на полном серьезе стали появляться в печати заметки о «святом» воине Евпатии. По этому поводу в интервью изданию «КП» протоиерей Арсений Вилков, глава информационно-аналитического отдела Рязанской епархии, дал четкий ответ:

«В церковном календаре нет дня Евпатия Коловрата! Русская церковь чтит память защитников древней Рязани, но этот народный герой не был прославлен в лике святых. 24 августа, или 11 августа по старому стилю – день памяти мученика архидиакона Евпла. Возможно, путаница произошла из-за схожести начальных букв имен. На самом деле имя Евпатий – эквивалент греческого имени Ипатий. В то время на Руси почитали священномученика Ипатия Гангрского. Предположительно, Евпатий Коловрат был крещен в честь этого святого, память которого совершается 13 апреля».

Памятник Евпатию Коловрату в деревне Фролово

Кстати, летом 2019 года митрополит Рязанский и Михайловский Марк освятил барельеф с изображением Евпатия Коловрата для установки на новом ледоколе, который назван в честь героя. Однако эта церемония не означает, что Евпатий прославлен в лике святых, как пытаются представить некоторые интернет-пользователи. Да и по правде сказать – не стоит искусственно «изобретать» новые почести легендарному герою. Ему довольно главного – благодарной памяти многих и многих поколений рязанцев!

От Ольги́ до Швивой Заводи 
Знают песни про Евпатия. 
Их поют от белой вызнати 
До холопного сермяжника. 
Хоть и много песен сложено, 
Да ни слову не уважено, 
Не сочесть похвал той удали, 
Не ославить смелой доблести. 

Сергей Есенин, «Песнь о Евпатии Коловрате»

Новости партнеров