Призраки Владимирской. Тайны улицы Свободы

Одна из самых старинных в Рязани – улица Свободы. Когда-то она носила название Владимирская. Мы спустимся по ней до бывшей Воскресенской площади, посмотрим на сохранившиеся с XIX века дома, украдкой заглянем в окна, словно в глаза обитателей губернского города…

Начнем с перекрестка Владимирской и Астраханской. Из названий улиц понятно, что Астраханская выводила на одноименный тракт. А «Владимирка» связывала древние города – Переяславль-Рязанский и, соответственно, Владимир. По ней в старину из Мещеры шли возы сена с окской переправы,  направляясь на Сенную площадь к церкви Бориса и Глеба. Скот в позапрошлом веке в Рязани держали многие. Да что там в позапрошлом! – старожилы рассказывают о том, что еще в 1950-х годах в городских двориках нередко можно было увидеть одну-двух буренок!

Шаги в ночи (Здание на Ленина, 35)

На бывшей Владимирской при пересечении с Астраханской стоит угловое двухэтажное здание с массивным фронтоном, портиком и мощными колоннами – (д. 59/26). Выстроено оно купцами в 1790-е годы, как одно из четырех зданий Гостиного двора – торгового центра тех лет.

А наискосок через перекресток возвышается старинный дом (Астраханская/Ленина, 35) – бывшая усадьба рязанского купца-миллионщика Петра Алексеевича Мальшина, городского головы, именитого гражданина и мецената. Сегодня в здании работают муниципальные организации.

Петр Мальшин

Во все года ночные сторожа и дворники рассказывали о мальшинском особняке одни и те же истории: якобы, в полночной темноте в доме слышны неспешные шаги и тихий скрип дверей. «Хозяин осматривает владения», – шептались дворники… Разумеется, и расплывчатый темный силуэт в окнах нет-нет, да и заклубится – Петр Алексеевич посматривает на обновленный перекресток Астраханской и Владимирской.

Поспорили два памятника… (Рязанская филармония)

Под прямым углом к улице Свободы стоит, так сказать, местный храм Эвтерпы, покровительницы музыки! Здание Филармонии построили в 1956 году. Несмотря на его относительную молодость, с эти домом связана своя городская легенда.

Рязанская филармония

Рассказывают, что осенью этого же, 1956 года, первому секретарю Рязанского обкома КПСС Алексею Ларионову городское начальство направило письмо с предложением «присвоить летнему театру имя Сергея Есенина». Начальник области был в недоумении: к тому времени на площади у свежепостроенной филармонии уже семь лет стоял памятник академику Ивану Павлову. Ларионов  возмутился: «Вы что мне тут хотите устроить?! Смешали, понимаешь, поэзию с медициной! Думайте, что творите! Это что же получается – чуть что построим, так сразу беремся Есенина под это дело притягивать!».

Бюст Есенина в филармонии

Однако, имя Есенина, несмотря на недовольство высокого руководства, все же филармонии пришлось присваивать. В следующем, 1957 году, филармонию «застолбил» бюст великого поэта, установленный в фойе. Создал монумент скульптор Иван Онищенко.

Так Павлов и Есенин в Рязани площадь поделили!

Здесь рождалась великая книга

По Дворянской улице (ныне Полонского), что отходит от Владимирской к Николодворянской, сохранились два старинных каменных здания. Они замечательны как внешним видом, так и своей историей. В одном двухэтажном особняке с 1901 года размещались «Дом родовспоможения» и «Родильный приют» имени Сергия Живаго. Здание выстроил городской банк Живаго, согласно завещанию его устроителя еще от 1863 года! На деньги Сергия Афанасьевича Живаго купили всё необходимое оборудование, наняли персонал. Таким образом, вопрос с родовспоможением в губернском центре благополучно разрешили.

Роддом на Свободы — Полонского

Другой дом, необыкновенно красивый, в несколько этажей, с угловой башней в 1905 году поставил купец Павел Лебедев. Над несколькими окнами первого этажа остался его вензель, выполненный латинскими буквами –  «PL». Дом с причудливыми башенками был частью усадебного комплекса, в который входили и хозяйственные постройки. После революции хозяева благоразумно отдали особняк новой власти.

Дом Лебедева

У него тоже есть легенда – литературная. Известно, что в Рязани в двадцатых годах прошлого века бывал писатель Борис Пастернак. Так вот, якобы он «поселил» в доме Лебедева Лару Антипову — героиню романа «Доктор Живаго»! Да и саму фамилию главного героя взял «неподалеку» – от родильного приюта имени благотворителя Сергия Живаго. Возможно, в Рязани Борис Леонидович и задумался над будущей книгой, ставшей главной в его творчестве.

Борис Пастернак

Как появились «Грибы с глазами»

За филармонией в Нижнем городском саду туристы любят рассматривать современную скульптуру «Грибы с глазами». Симпатичная семейка грибов, собравшая вокруг себя различных лесных жителей, появилась в 2013 году.

Существует городская байка: скульптуру сделали по просьбе городских властей! Оказалось, что развитие туризма в городе было невозможно без пресловутых грибов с глазами. Первый вопрос, который задают гости города, звучит так: «А почему говорят, что в Рязани грибы с глазами?». Нередко этим присловьем знания туристов о нашем городе и ограничиваются… Скорее всего «грибы с глазами» – это забавная старинная «дразнилка» рязанских уроженцев, которые отличались своим «яканьем». Ведь поговорка имеет продолжение, которое произносят с нажимом на «я»: «У нас в Рязани грибы с глазами! Их ядять, а они глядять»!

Грибы с глазами

Администрация обратилась к рязанским скульпторам Полине и Василию Горбуновым – создайте памятник пресловутым грибам, а то туристы буквально замучили чиновников! Скульпторы и создали «грибную семейку», установленную в Нижнем саду. Отныне у экскурсоводов появился художественный и вполне материальный ответ на вопросы туристов.  

Дом пугает хозяина

Т-образный перекресток Владимирской (Свободы) и Дворянской (Полонского) улиц, на который мы вышли, украшает здание Благородного пансиона. А напротив него до 1930-х годов стоял старинный одноэтажный деревянный дом, где в гимназические годы жил поэт Яков Полонский (1819-1898). Отсюда и название улицы. Теперь здесь многоэтажный дом.

Гаврила Рюмин

Упомянутое здание Благородного пансиона – это дом знаменитого купца и мецената Гаврилы Васильевича Рюмина, настоящий дворец! Однако, в Рязани тогда говорили, что новый дом казался Гавриле Васильевичу слишком большим. Чувствовал он себя в нем неуютно. Слишком гулко раздавались его шаги по лестницам дворца, уходили в зловещую темноту коридоры. Зябко было богачу в углах обширных комнат. Утверждали, что Рюмин жаловался на то, что в новом доме «будто кто-то ходит следом, прячется за мебелью – и смотрит, смотрит…»

В конце концов дворец и территории вокруг него один из Рюминых подарил 1-й Мужской гимназии под «Благородный пансион». По сути, это был интернат для первоклашек. С 1980 года здесь находится Государственный областной Художественный музей имени Пожалостина. Однако тайны дома Рюмина еще предстоит разгадать.

Художественный музей

Она тебя видит!

В художественном музее, бывшем дворце Рюмина, есть таинственная картина – портрет баронессы фон Диргардт, жены немецкого дипломата и кадрового разведчика барона Ромберга!

Портрет баронессы фон Диргардт

Портрет Габриэлы работы венгерского художника, дворянина и рыцаря Филиппа Алексиса де Ласло, непрост: говорят, если вглядываться в портрет, лицо аристократки, а ей на полотне едва за двадцать, меняет выражение! На закате, когда в музейном зале появляется легкий сумрак, начинают оживать складки одежды, шарф едва колышется от робкого дыхания… Разумеется, вокруг творения Ласло начал витать ореол легенды. Тут и юная красавица-баронесса, и влюбленный художник, страсть и погибель… То есть, присутствуют все атрибуты, присущие простенькой и красивой легенде. Однако, исторические сведения говорят о том, что никакой романтики не было: баронесса была счастлива – или, по крайней мере, устойчива в браке, а художник всю жизнь оставался крепко привязан к своей супруге!

Но шарфик на шее писанной красавицы до сих пор по вечерам все-таки развевается, а сама баронесса чуть заметно улыбается – чтобы потом так же едва заметно подмигнуть!

Призрак студентки в белом

Идем дальше Владимирской улицей по мосту, построенному по распоряжению Гаврилы Васильевича Рюмина над пересекавшим улицу – и его усадьбу – большим оврагом, спускавшимся слева к реке Лыбедь по улице Нижне-Садовой. Часть оврага сохранилась в Городском парке за старинной каменной оградой.

Мы переходим на правую сторону Владимирской-Свободы. Здесь стоит красивое трехэтажное здание Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина. Его история начинается в стиле Эдгара По.

Холерный барак

В середине 50-х годов XIX века в Рязанской губернии свирепствовала холера. Это была смертоносная болезнь, пробравшаяся в Россию откуда-то из мрачных, болотистых долин Ганга. Каждый второй из заболевших навсегда покидал этот мир, угасая за одни сутки. Врачи ничего не могли поделать, разбушевавшаяся холера размахивала над отечеством своей инфернальной косой…

Пожалуй, достаточно мистики. Эпидемия, действительно, была страшной. В Рязанской губернии она унесла около 14 тысяч человек. Тогда архиепископ Рязанский Гавриил призвал духовные и светские власти создать училище для осиротевших дочерей священников, дабы они могли постигать основы наук, учиться чтению, письму и счету, вести домашнее хозяйство. Другими словами, вступить во взрослую жизнь во всеоружии. Вначале епархиальное училище располагалось в деревянном здании в районе Кремля. А затем для девушек-студенток купили каменное здание на Владимирской. В октябре 1881 года учебное заведение открылось по новому адресу. Ныне здесь располагается Рязанский государственный университет имени Есенина.

Здесь бродит призрак студентки в белом

У этого старинного дома тоже есть свой призрак! Темными ночами по гулким университетским коридорам старого корпуса изредка прогуливается таинственная полувоздушная девушка в белых одеждах. Все студенты, от первокурсника до выпускника, твердо знают – это фантом студентки, погибшей в XIX веке от несчастной любви! Знатоки уверяют – призрак безопасен, печален и добр! Более того, несчастное привидение, якобы, помогает успешно сдать сессию. А уж ради этого студент готов на все, даже на диалог с обитательницей потустороннего мира!

Вид на мост и Епархиальное училище

Мрачное место (Садовая, 44 и Свободы, 53)

Теперь давайте обратим внимание на крайний угловой дом на перекрестке Владимирской и Садовой (Садовая, 44). До 1917 года он принадлежал семье потомственных купцов Шульгиных. А с 1920-х годах в бывшем доме Шульгиных размещался губернский отдел ГПУ, затем – Рязанская милиция.

Здание СУ СКР по Рязанской области

Почти примыкает к этому дому другой, отступивший немного в глубь просторного двора. Трехэтажный дом № 53 известен рязанцам-старожилам как «обкомовский». Говорят, когда его строили, из ковшей экскаваторов сплошным потоком сыпались кости! Это были останки казненных чекистами горожан…

В этом доме жил секретарь Рязанского обкома компартии Алексей Ларионов, с послевоенных времен возглавлявший область. После того, как Сталина сменил Хрущев, Рязанская область была вынуждена многократно перевыполнять планы по выработке мяса. Как же – надо было по приказу Никиты Сергеевича «догнать и перегнать Америку»! Знаменитый лозунг – это ведь про рязанские достижения…

Алексей Ларионов

Задача была экономически непосильной. В итоге в областных отчетах появились приписки, под ножи мясников шел молочный скот, молодняк, купленные «в обязательном порядке» у населения последние коровы. И тогда дом, выстроенный в зловещем месте, потребовал жертву! Ларионов не стал доводить ситуацию до разоблачения и скандала, он разрубил «гордиев узел» по-своему. Секретарь обкома, как рассказывали его современники, покончил счеты с жизнью в своей квартире дома № 53 – и как раз в 53 года! Поистине, мистическое совпадение цифр и событий. Похоронен первый секретарь обкома на Скорбященском кладбище в Рязани.

Впрочем, точных данных о самоубийстве Ларионова нет: есть версия, что причиной его смерти стал инфаркт.

Тайный знак трех сестер (Здание Минздрава)

Спускаемся вниз по Владимирской – Свободы. Привлекает внимание дом № 32. Сегодня в этом здании работает областное Министерство здравоохранения. А история дома самая возвышенная, можно сказать, чеховская!

Сохранился в Рязани прямо-таки пасхальный рассказ о том, как в 1890-х годах три сестры (вспоминаем Антона Павловича!) с фамилией Титовы решили поучаствовать в лотерее. Его величество случай благоволил девушкам – они выиграли 200 тысяч рублей! Эти запредельные для той поры деньги означали для каждой из сестер огромный счет в банке, удачное замужество, увлекательные круизы, парижские наряды…

Богадельня Титовых XIX век

Но случилось иначе. Сестры поразили общество редким благородством – они истратили все деньги на строительство городской богадельни! Великолепное двухэтажное здание в стиле позднего Ренессанса построил в 1900 году архитектор Иван Цеханский. Оно до сих пор напоминает дворец сказочной королевы!

Такой дом не может не хранить какой-нибудь тайны – и она есть! Присмотритесь: на фасаде здания сохранились загадочные знаки – четыре круга, расположенные между окнами второго этажа. От каждого из них вниз отходят три стрелы. Что означают эти круги и стрелы, неизвестно до сих пор. Никаких исторических свидетельств на этот счет не сохранилось. Известно, что круг – символ неба, вечности, вселенной. А стрела означает внезапное проникновение света, любви, радости… Может быть, архитектор таким образом хотел сказать о том, что здание появилось благодаря небесному милосердию сестер, их любви и состраданию к обездоленным людям? Неизвестно. Однако круги и стрелы до сих пор украшают этот прекрасный дом.

Богадельня Титовых в 60-е

Дом с башенкой

Еще один любопытный деревянный дом находится как раз напротив Минздрава. Он не отличается особым изяществом, но на его крыше, как раз над парадным входом, сохранилась изящная башенка с крошечной верандой. Дом постройки начала XX века принадлежал железнодорожному чиновнику Александрову. Легенд о нем не сохранилось, но представьте – как уютно было в хорошую погоду на высокой верандочке пить горячий, душистый чай! С башенки открывался чудесный вид на Кремль и Трубеж, центр Рязани и просторные луга, подступавшие к городу. Это легко представить, мысленно убрав современные постройки и взглянув на город из далекого дореволюционного времени.

Дом с башенкой

Сказание о первом полете (Площадь Свободы)

Мы спускаемся вниз к началу Владимирской улицы и выходим к площади Свободы. Она круглая, будто мишень. В центр так и просится какой-нибудь стремящийся вверх шпиль, похожий на стрелу – или ракету!

Старожилы утверждали, что в середине прошлого века туманными ночами в центре площади словно вставал то ли безмолвный, недвижимый столб, то ли клубился призрачный смерч: высокий, уходящий громадной иглой в черное небо…

Воскресенская церковь, XIX век

Когда-то в центре пересечения Владимирской и Старогоршечной (сегодня улица Грибоедова) стояла церковь Воскресенья Господня. Ее автор – знаменитый зодчий Яков Бухвостов, тот, кто воздвиг Успенский собор в Рязанском кремле. После Октября 1917 года церковь стояла заброшенной, разрушалась. Окончательно уничтожили остатки великолепного строения в середине прошлого века – развалины мешали троллейбусному движению… Неподалеку от храма стоял дом Кирилла Полуэктовича Нарышкина, деда (по материнской линии) самого Государя Императора Петра I!

Снос остатков Воскресенской церкви

Со старинных времен известно, что рязанцы именовали церковь не просто Воскресенской, а «Воскресенья Сгонного», потому что на прилегающую площадь сгоняли скот. И буренки наших предшественников под предводительством городского пастуха брели на заливные луга, туда, где сегодня стоит Лесопарк.

Площадь связана с выдающимся событием. По городскому преданию, в 1731 году первый в мире аэронавт, подъячий (значит – мелкий чиновник) Крякутной, поднялся на самодельном воздушном шаре над Скоморошьим холмом выше деревьев! Кстати, неподалеку от площади есть Скоморошинская улица, напоминающая о старинной Рязани. Смельчака повлекло ветром прямо на церковь, он чудом сумел зацепиться за выступы колокольни. И быть бы «летателю не живу», если бы не полуглухой звонарь Воскресенской церкви. Он ухватил аэронавта под микитки и втащил на каменный пол колокольни. Суровые священники хотели строго наказать «летчика», но ловкий подъячий сумел скрыться – говорили, «убег» в Москву. Отметим, что французские братья Могольфье, считавшиеся прародителями воздухоплавания, поднялись в воздух на тепловом аэростате лишь спустя полвека с хвостиком после Крякутного…

Крякутной над Переяславлем-Рязанским

(подробнее о том, летал ли Крякутной над Рязанью, читайте здесь)

А старинная Владимирская улица идет дальше, навстречу синеглазой Оке и одряхлевшему Трубежу. Впереди у нас еще немало легенд и старинных преданий, но о них – в следующих встречах с рязанской стариной!