Прончанин Александр Васин вывез сотни людей из блокадного Ленинграда

Сотрудник  Пронской районной библиотеки Ольга Федюкова  собрала информацию о защитниках Ленинграда и людей, переживших блокаду. Она подготовила  основу для книги в виде самиздата «Жить и помнить», состоящую из публикаций в нашей районной газете, воспоминаний земляков, исторических документов. Библиотекарь продолжает искать  информацию о земляках на официальных  сайтах и в соцсетях.

А мы предлагаем вниманию читателей первые результаты ее работы о том, как шофер полуторки Александр Васин вывез сотни мирных жителей из блокадного Ленинграда.

Прончане старшего поколения помнят жившего в Плотно-Пушкарской слободе Пронска Александра Васина. Он родился 10 января 1920 года, а в 1941 году его призвали на службу.  Ее он начал в Кронштадте, служил в автороте в части 256-й авиабазы ВВС Красного Балтийского флота. Ему пришлось частично затапливать флот, чтобы он не достался немецким захватчикам, когда их часть переводили из Кронштадта защищать город Ленинград. Вместе с бойцами он спасся, когда фашисты сбросили на корабль бомбу, и тот начал тонуть. В кармане Александра лежало портмоне, с которым он тогда и выплыл, и хранил он это портмоне до последних дней. Александр плыл, держа в руках фотографию своей жены, Пелагеи Гавриловны. Как знать, может, это и спасло его тогда, ведь фугасы и бомбы пролетали совсем близко.

В Ленинграде он на машине полуторке был шофером, перевозил по «дороге жизни» людей и провизию. Сохранились послевоенные фотографии, где Александр Васин стоит со своими сослуживцами рядом с этой полуторкой.

Когда Ладога покрылась льдом, он вывозил по ней людей из блокадного Ленинграда. Шоферам, которые были задействованы на перевозке, нельзя было вставать на подножку, они были обязаны сидеть за рулем и спасать людей до последнего. Чтобы не уйти под лед, Александр Гаврилович изо всех сил выкручивал руль, объезжая лунки и промоины. А обратно возвращался с хлебом и провизией для голодного города.  Только тогда можно было ехать с открытой дверью, чтобы, если что, выпрыгнуть и не утонуть вместе с машиной.

Им выдавали черные бушлаты, и фашисты говорили: «Вот смерть к нам черная идет». Очень коварным, но очень желанным для измученных водителей был сон. На лютом морозе они спали, прижимаясь друг к другу. Не было никакой гарантии, что проснешься живым, что не замерзнешь, и многие его истощенные сослуживцы умирали во сне. Частенько, проснувшись от зверского холода, Александр Гаврилович, чтобы спастись самому, перелазил через холодные тела к живым, чтобы хоть как-то согреть себя и товарища. Это было страшное время смертей и потерь, подвигов и нечеловеческих возможностей.

Медаль «За оборону Ленинграда» шофер Васин  получил за участие в героической обороне города на Неве. В наградном листе медали «За боевые заслуги» записано: «Старший краснофлотец Васин А.Г. в частях ВМФ с 1941 года. С начала Отечественной войны работал шофером в 256-й авиабазе. При пожаре от вражеского налета Васин вывел из гаража 50 автомашин, за что получил благодарность. Принимая непосредственное участие в обороне Керстова, ходил в разведку. Работал на  аэродроме «Гражданка», с работой справлялся отлично».

Кроме того, при непосредственном участии Александра Васина были спасены летчики рухнувшего в воду советского самолета: по радиостанции он передал координаты плавающего на воде экипажа штурмовика «Ил-2». 

Этот краснофлотец воевал в Кингисеппе, Выборге, Таллине, на острове Саарема, в городе Клайпеда, в Пиллау (ныне г. Балтийск), дошел до Кенигсберга, а потом его вновь вернули на Балтийский флот, где он и прослужил до 1946 года.