Рязань и рязанцы в литературе. История одиннадцатая. «Питомец моря смелый»

Завидую тебе, питомец моря смелый, 
Под сенью парусов и в бурях поседелый!  
А.С. Пушкин

Василий Михайлович Головнин – пожалуй, самый известный среди рязанских мореплавателей, посвятивших жизнь служению Отечеству. Широко известны и книги Головнина, рассказывающие о его экспедициях и захватывающих приключениях. В XIX веке они были настоящими супербестселлерами! По общему признанию как его современников, так и последующих поколений, лучшего писателя, чем Головнин, среди моряков вряд ли можно сыскать. Как, впрочем, и лучшего моряка среди писателей! Да и в целом, жизнь Головнина была настолько насыщена событиями, что некоторые аспекты попросту остаются за рамками биографических статей. В статье попытаемся осветить некоторые из них.

Василий Головнин

Где родился мореплаватель?

Отец будущего вице-адмирала, Михаил Васильевич (1742-1785), был отставным капитаном лейб-гвардии Преображенского полка. Мать, Александра Ивановна (1753-1785), которой принадлежало рязанское имение в селе Гулынки, происходила по прямой линии от татарского мурзы Ивана-Салахмира Мирославовича, сподвижника легендарного великого князя Олега Рязанского, и княжны Анастасии Ивановны, родной сестры знаменитого правителя. Сегодня Гулынки, родовое гнездо Головниных, находится в Старожиловском районе Рязанской области.

Музей в Гулынках

В 1776 году (по другим данным в 1775-м) в семье Головниных родился сын – будущий знаменитый мореплаватель Василий Михайлович Головнин. Принято считать, что он появился на свет в Гулынках. Но так ли это? Рязанский исследователь Николай Семенович Попов, тщательно изучивший архивные документы, утверждает:

«Прямых доказательств рождения Василия Михайловича Головнина в Гулынках в 1776 году нет. Просмотр метрических книг показал, что в Гулынках не рождался он и в 1775, и в 1777 годах. Не найдено и косвенных доказательств. Нет за эти годы записей, что мать Василия Головнина, Александра Ивановна, и отец, Михаил Васильевич, являлись помещиками того же села».

Так что, вопрос о месте и дате рождения мореплавателя, по большому счету, остается открытым.

Что случилось с родителями Василия Головнина?

Исторические источники сообщают о том, что родители совсем юного Василия рано ушли из жизни. Опекунами девятилетнего мальчика стали дальние родственники – Наталья Ивановна Бахметьева и ее брат Дмитрий Иванович Маслов. Значит, родители Васи ушли из жизни одновременно, и было это, очевидно, в 1785 году. Возникает вопрос – что произошло? И на этот вопрос ответа пока не найдено. По всей вероятности, речь может идти о эпидемии, одной из тех, что сотрясали Россию в XVIII-XIX веках.

Склеп над могилой семьи Головнина в Петербурге

Например, в Сибири свирепствовала оспа, которая к 1788 году достигла Камчатки, истребив особенно многих представителей коренного населения полуострова. В результате к концу XVIII века на Камчатке, по переписным книгам, жителей осталось меньше 3 тысяч человек.

В 1770 году из Польши в Россию пришла чума. В одном только Киеве всего за два месяца погибло порядка 6 тысяч человек при населении в 20 тысяч. Бороться с эпидемией приходилось самыми решительными мерами – вводить строжайший карантин, изолировать и даже сжигать зараженные дома. Тем не менее, чума пробилась на в другие украинские города, затем на Кубань, а потом и в Москву.

В 1786 году чума была зафиксирована в Одессе и Очакове. В Московской губернии, по реке Оке, «по бывшему в минувшую турецкую войну расположению, для вящей от моровой язвы предосторожности» властями были учреждены специальные противочумные заставы.

Часты были также вспышки тифа, холеры, а в 1775-1776 годах гриппозная эпидемия разразилась в Западной Европе. В 1779-1780 годах на смену ей пришла новая волна, из Европы грипп перекинулся в Россию. А в 1788-1789 годах «la grippe», как называли болезнь французы, обошел буквально все континенты! Так что, опасные эпидемии были в конце «осьмнадцатого» века куда как часты!

Первые походы

В 1788 году Василий Головнин принят в Морской кадетский корпус. После выпуска он восемь лет служил в Российском флоте, участвовал в походах и боевых действиях. В 1802 году в числе наиболее подготовленных русских офицеров Головнин был направлен в Англию, где знакомился с организацией и тактикой ведения боевых действий английского флота. Обычно, на этом заканчивается описание флотской молодости Головнина в кратких биографических статьях. Однако, этот период жизни будущего вице-адмирала заслуживает того, чтобы рассказать о нем подробнее. Обратимся к труду Николая Ивановича Греча «Жизнеописание Василия Михайловича Головнина» (1864 год). Цитируем по источнику:

«Головнинъ служилъ на разныхъ корабляхъ и въ разныхъ частяхъ свѣта, подъ начальствомъ знаменитыхъ англійскихъ адмираловъ Корнваллиса, Нельсона, Коллингвуда, обратилъ на себя ихъ вниманіе и пріобрѣлъ уваженіе всѣхъ своихъ сослуживцевъ. Онъ находился при блокадѣ Тулона (въ августѣ 1804 г.), a ночью съ 19-ю на 20т-е января 1805 г. участвовалъ въ весьма опасномъ сраженіи, въ заливѣ Сервера, y береговъ Испаніи. При абордажѣ греческаго пирата гребными судами, посланный съ англійскаго фрегата «Фисгардъ», Головнинъ вызвался добровольно участвовать въ абордажѣ. Англичане потеряли въ этомъ дѣлѣ четвертую часть своихъ людей. Командиръ «Фисгарда», лордъ Маркерръ, съ величайшею похвалою отзывался о неустрашимости, оказанной въ этомъ дѣлѣ лейтенантомъ Головнинымъ».

Бюст Головнина на Аллее путешественников в Рязани

Таким образом, Василий Головнин проявил в сражениях героическую натуру, заслужив пылкую похвалу даже сдержанных, особенно по отношению к русским, британцев!

Далее современные биографические заметки указывают, что вернувшись в Россию, Головнин составил свод морских сигналов, которым моряки пользуются и поныне. Здесь тоже нужно конкретизировать. В 1806 году Василий Михайлович назначается капитаном шлюпа «Диана», в задачу которого входило сопровождение к берегам колоний на Аляске – так называемой Русской Америки – шлюпа Российско-Американской компании «Нева». Кроме того, экипаж «Дианы» должен был составить опись тихоокеанских побережий и новых территорий империи. Пока шло оснащение и вооружение шлюпа, Василий Головнин, отказавшись от отдыха перед «дальним вояжем», составлял свою первую книгу «Военные морские сигналы для дневного и ночного времени, по новой системе, введенной тогда в Англии». Британская наука пригодилась на русском флоте, система сигналов во многом дошла и до нашего времени.

Книга о сигналах

Кругосветка «Дианы» – первая или третья?

Шлюп «Нева» под командованием лейтенанта Леонтия Андриановича Гагемейстера вышел в открытое море самостоятельно в октябре 1806 года. «Диана» сопутствовать ему не могла: слишком затянулся процесс переоборудования. Корабль Головнина смог покинуть причал Кронштадта лишь в июне 1807 года. Таким образом, Василий Михайлович повел свой корабль в третью русскую кругосветку, а не вторую, как указано в некоторых источниках.

Шлюп «Диана», японский рисунок

Позже Головнин обратит внимание читателей своей книги «Путешествие на шлюпе «Диана» из Кронштадта в Камчатку» на то, что корабли, ходившие под российским флагом в кругосветные плавания, были куплены в Англии, «в построении же «Дианы» рука иностранца не участвовала»! Так что, плавание на «Диане» для российского флота было в чем-то третье, а в чем-то – первое.

Экспедиция проходила в сложных погодных условиях. С трудом обогнувшей южноамериканский мыс Горн «Диане» из-за встречных ветров не удалось выйти в Тихий океан. Головнин решил пройти к Камчатке другим путем: через Индийский океан и далее вокруг мыса Доброй Надежды и Австралии.

Предварительную стоянку «Диана» сделала в южноафриканском порту Симонс-бэй. Здесь корабль арестовали. Дело в том, что пока шло плавание, начался конфликт России и Англии. Почти 13 месяцев «Диана» простояла в окружении кораблей неприятеля, несмотря на то, что Головнин имел паспорт от английского правительства для свободного пропуска «Дианы» даже в случае войны с Россией. Вновь заглянем в книгу Н. И. Греча «Жизнеописание Василия Михайловича Головнина»:

«…ожиданіе разрыва между Россіею и Англіею, еще до отправленія «Діаны» изъ Европы, побудило Головнина взять на этотъ случай паспортъ отъ англійскаго правительства. Но этотъ документъ, подписанный въ тотъ самый день, когда объявлена была между обѣими державами война, послужилъ къ тому только, что шлюпъ не былъ въ то же время осужденъ, какъ законный призъ, и что его задержали подъ сомнѣніемъ, до полученія разрѣшенія изъ Англіи. Въ ожиданіи сего, Головнинъ приготовлялъ свое судно въ походу. Но чрезъ восемь мѣсяцевъ, по прибытіи изъ Англіи нѣкоторыхъ депешъ, въ которыхъ будто бы о «Діанѣ» не упоминалось, начальствовавшій Капскою станціею адмиралъ вынудилъ у Головнина письменное обязательство не уходить изъ залива безъ разрѣшенія, грозя, въ случаѣ несогласія его на это предложеніе, свезти экипажъ на берегъ какъ плѣнный, и держать шлюпъ подъ англійскимъ карауломъ».

К русским морякам англичане относились не лучшим образом. Например, Головнину было направлено требование о задействование его матросов в работах на британских кораблях. Конечно, Василий Михайлович был возмущен. Он принял решение бежать из плена! Ночью 15 мая 1809 года, когда поднялся шквалистый северо-западный ветер, Головнин приказал матросам рубить якорные канаты. «Диана», поставив штормовые паруса, вырвалась из плена. Русский корабль совершил сложнейшее автономное плавание, пройдя в южных широтах за 51 день 6 тысяч миль! Моряки не встретили ни одного корабля, провизии становилось все меньше и меньше, команда держалась на максимально сокращенном пайке. Однако, удача улыбнулась русским морякам – в сентябре 1809 года «Диана» прибыла в Петропавловский порт на Камчатке. В ту же осень Головнин ходил в столицу Русской Америки, город Ново-Архангельск.

Поселок Головин на Аляске

Весь 1810 год Василий Михайлович провел на Камчатке, а в следующем проводил обследование Курильских и Шантарских островов. В своей книге «Записки Василия Михайловича Головнина в плену у японцев в 1811, 1812 и 1813 годах» он рассказывает:

«Получив повеление описывать южные Курильские острова, знал я, что некоторые из них заняты японцами. Я не хотел без повеления высшего начальства иметь с японцами никакого сношения и свидания. Намерение мое было плавать подле берегов тех островов, которые они занимают, не поднимая никакого флага, чтобы не произвести страха и сомнения в подозрительных японцах. Но судьбе угодно было все расположить иначе».

При описании Курил в июле 1811 года Головнин был взят в плен японским гарнизоном острова Кунашир (Кунасири). Вместе с командиром были захвачены несколько членов экипажа. «Диана» под командованием помощника капитана Петра Рикорда была вынуждена покинуть Кунаширский рейд.

Японский плен

Более двух лет находились моряки в японском плену. Только в октябре 1813 года во многом благодаря усилиям Рикорда, японцы освободили пленников. Возможно, свою роль сыграло и победоносное завершение войны с Наполеоновской Францией. Японцы понимали, что Россия стала сильнейшей империей мира, и держать ее моряков в плену, как минимум, неразумно… Летом 1814 года Головнин был в Санкт-Петербурге. Его одиссея с элементами боевика и триллера продолжались в общей сложности 7 лет!

Потомок выдающегося мореплавателя, Петр Андреевич Головнин, указывал:

«По возвращении из японского плена Головнин сделал себе печать (золотой перстень), «в коей рука с мечом осеняла его вензель, и кругом было написано: За Правых Провиденье!». Девизом герба он выбрал строки из стихотворения Василия Андреевича Жуковского «Певец во стане русских воинов»:

«...Отведай, хищник, что сильней: 
Дух алчности иль мщенье? 
Пришлец, мы в родине своей; 
За Правых Провиденье!». 

Кругосветка или нет?

Вулкан Головнина

Надо сказать, что заканчивал свою многотрудную экспедицию Головнин сухопутным путем. «Диана» в ходе плавания получила значительные повреждения и осталась в главном камчатском порту Петра и Павла, будущем Петропавловске-Камчатском.

«Въ воздаяніе за труды свои и страданія онъ былъ произведенъ въ капитаны 2-го ранга… и получилъ пожизненный пенсіонъ по 1500 руб. ассигн. въ годъ», – уточняет Николай Греч в «Жизнеописании…».

Скептики, однако, сомневались в «кругосветности» плавания Головнина на «Диане». Да, драматичный переход завершился в назначенных территориях, но обратно Василий Михайлович добирался-то по материку! Стало быть, и плавание у него было «полукругосветное»! Но здесь есть прецедент, о котором надо рассказать подробнее. Напомним, что «Диана» должна была сопровождать шлюп «Нева», которым командовал Леонтий Гагемейстер.

Головнин на японском рисунке

Почти сто дней ему понадобилось на то, чтобы пройти от Санкт-Петербурга через два океана до Австралии, а потом до Камчатки и Аляски. Шел Леонтий Андрианович минуя Африку, а не Южную Америку, поэтому его маршрут назвали «путем Гагемейстера». Плавание было признано морским начальством России кругосветным. Другой русский мореплаватель, Василий Степанович Хромченко уточнял:

«… экспедиция, отряженная за счет Американской компании, отправилась под командою лейтенанта Гагемейстера и счастливо достигла места назначения, но по причине возгоревшейся в то время войны с англичанами обратное плавание сделалось невозможным. Корабль (шлюп «Нева») оставлен был на Камчатке, а экипаж возвратился в Санкт-Петербург сухим путем».

«Прецедент Гагемейстера» послужил основанием для того, чтобы плавание Василия Головнина тоже признано кругосветным.

Кто же увез «лорда Аляски»?

Следующую кругосветную экспедицию Василий Михайлович Головнин совершил на шлюпе «Камчатка», отправившись в экспедицию в конце августа 1817 года. Плавание проходило, практически, идеально. В канун 1818 года шлюп обошел мыс Горн в проливе Дрейка, разделяющем Южную Америку и Антарктиду. «Камчатка» стала первым кораблем, построенным в Российской империи, которому удался этот опасный маневр. Головнин прибыл в Русскую Америку, где изучил состояние колонии, после чего исследовал Командорские и Алеутские острова, был у соседей русских поселенцев – в Калифорнии.

Иногда приходится слышать мнение о том, что Головнин, проводивший инспекцию деятельности Российской Американской компании на Аляске, якобы, остался недоволен положением дел и на своем корабле вывез главного правителя Русской Америки, легендарного Александра Андреевича Баранова, на «разбор полетов» в российскую столицу.

Вот что сам Головнин писал по поводу инспекции: «Все приносили жалобы на своих правителей. Некоторые из сих жалоб, вероятно, были дельные, а другие пустые и неосновательные. Чтобы лучше разведать прямое состояние здешних дел, отнесся я письменно к начальнику духовной миссии монаху Герману, по слухам, человеку умному и благочестивому, которого здесь большая часть жителей довольно выхвалить не может. Он доставил мне многие весьма важные сведения письменно и утвердил их своею рукою. Равным образом и правитель здешний (мещанин Потарочин) на запросы мои подал объяснения, довольно ясно показавшие мне все обстоятельства, сопряженные с состоянием здешнего края».

По результатам проверки Василий Головнин составил «Записку о состоянии Алеут в селениях Русско-Американской компании», в которой весьма нелицеприятно отзывался о деятельности РАК. Возможно, предполагают эксперты, документ сыграл свою роль в отставке главного правителя Александра Баранова.

Однако, известно и то, что Александр Андреевич Баранов (1746 (1747)-1819) управлял американской колонией России вплоть до 1818 года. Ему уже было за семьдесят, и «железный лорд Аляски» сильно сдал. До того он неоднократно обращался в правление компании с просьбой об отставке. Но «сменщики» погибали то от болезни, то в результате кораблекрушения, и Баранов по-прежнему, вопреки своему желанию, оставался на посту. А вывез его из столицы Русской Америки, города Новоархангельска, не Головнин, а корабль Гагемейстера «Кутузов»! Сам Леонтий Андрианович вроде бы начал начальствовать на Аляске, но должность Главного правителя американских колоний исправлял недолго – с января по октябрь 1818 года. Дела он сдал… зятю Баранова, Семену Ивановичу Яновскому!

«Русский биографический словарь» 1900 года (т. 2) сообщает:

«В 1818 году после неоднократных просьб об отставке Баранов был сменен флота капитаном Гагемейстером. При сдаче дел все компанейское имущество, считавшееся налицо, найдено не только в совершенном порядке, но даже в количестве, превышавшем значащееся по описям».

Плавание домой оказалось для старого правителя последним. Его жизненные силы были на исходе, в Батавии (ныне – Джакарта) Баранов был свезен на берег, но климат столицы Индонезии оказался для Александра Андреевича губительным. Он вновь на борту «Кутузова», которым командует Гагемейстер. Вскоре Баранов скончался. В апреле 1819 года его тело было опущено в воды Зондского пролива…

5 сентября 1819 года шлюп «Камчатка» под командованием Василия Головнина прибыл в Кронштадт. Вместе с Головниным в этой кругосветной экспедиции принимали участие будущие звезды отечественного мореплавания: Федор Петрович Литке, будущий адмирал и президент Академии наук, Фердинанд Петрович Врангель, который тоже станет адмиралом и управляющим морским министерством. Шел на «Камчатке» и Матвей Иванович Муравьев, которому суждено было возглавить правление Российской Американской компании.

Стела в Гулынках

За научные исследования, проведенные во время экспедиции на «Камчатке», Василий Михайлович Головнин был избран членом-корреспондентом Петербургской Академии наук. В последующем он станет генерал-интендантом флота, возглавит кораблестроительный, комиссариатский и артиллерийский департаменты. Под руководством Головнина было построено около 200 военных кораблей. Он многое бы еще сделал, но от судьбы не уйти… Летом 1831 года Василий Михайлович Головнин скончался в Санкт-Петербурге во время эпидемии холеры. Его похоронили на Митрофаньевском кладбище Санкт-Петербурга. После революции в 30-х годах семейный склеп Головниных был разрушен.

Книга Головнина была запрещена?

Действительно, перу Василия Головнина принадлежит небольшой очерк, вышедший отдельной брошюрой «О состоянии Российского флота в 1824 году». Подписано произведение неким мичманом Мореходовым. Однако стиль книги и знание морского дела говорят отнюдь не о мичманском образовании. Рукопись была найдена в архивах Василия Михайловича. В книжке жестко критикуются порядки, царящие в Адмиралтействе: казнокрадство, неумение и нежелание развивать флот, засилие иностранцев. Коротко говоря, высказана вся боль русского моряка. Вот лишь одна цитата:

«Если бы хитрое и вероломное начальство, пользуясь невниманием к благу отечества и слабостью правительства, хотело, по внушениям и домогательству внешних врагов России, для собственной своей корысти, довести разными путями и средствами флот наш до возможного ничтожества, то и тогда не могло бы оно поставить его в положение более презрительное и более бессильное, в каком он ныне находится». 

Наш современник, контр-адмирал Эдуард Чухраев в серии очерков «Неизвестное об известном» указывает: «Записки Головнина при жизни его не были опубликованы. Вскоре грянули такие события (восстание декабристов), что о печатании столь вольных писаний не могло быть и речи. И только спустя тридцать лет после смерти автора, в 1861 году, морская типография в Петербурге выпустила отдельной брошюрой «Записку о состоянии Российского флота в 1824 году». 

P.S.

Имя выдающегося мореплавателя-рязанца осталось на картах материков, океанов и морей. На острове Кунашир есть вулкан Головнина, между Курильскими островами корабли проходят проливом Головнина, на Камчатке можно любоваться видами с горы Головнина. А на Аляске, в бывшей Русской Америке, есть городок Головнин (в настоящее время – поселок Головин). Существуют также залив, лагуна, мыс и другие географические объекты, названные в честь Василия Михайловича Головнина. А еще остались его книги!

Найдите и прочитайте их. И тогда вы ощутите соленый привкус океанского ветра, терпкий аромат настоящих Приключений и гордость за достижения русских мореходов во славу Отечества!

Все материалы спецпроекта «Рязань и рязанцы в литературе» читайте здесь.