Сербия и Россия — две сестры родные. Старая Рязань.

В Рязанской земле есть особое место. Это место памятно и дорого всем рязанцам, да и не только рязанцам, всем русским, всей России. Это Старая Рязань. Место чести и славы, памяти и скорби русского воинства, русского народа.

История Рязани, столицы Рязанского княжества – это важная страница истории России. Именно здесь в 1237 году 21 декабря (3 января) началось Батыево разорение городов тогда еще разрозненных русских земель (княжеств). Нашествию Батыя предшествовала неудачная битва на Калке, в которой русских воинов, сумевших собрать большое войско, подвели, как всегда, «союзники», половцы. Имея много войска, они начали паническое отступление, смяв строй русских. Возможно, их предложение о союзе было коварством. Вероятно, существовал тайный договор с монголами против русских. Хотя до победы объединенному русскому воинству было недалеко, ведь сбор русских войск перед битвой на Калке – это первая серьезная попытка объединения русских князей перед общим новым врагом. Решительность и дружность князей поражают, они отвергают лесть монгольских послов, которые предлагают им мир, говоря, что им враги не русские, а лишь половцы. А в то же время, у монголов, созревает план похода на Русь. Они ищут «слабину» русских князей, пробуют их ратную силу, присматриваются к тактике ведения боя и совершенствуют свою тактику.

Но вернемся к Старой Рязани. Город Старая Рязань известен с 1096 года, когда в Лаврентьевской летописи читаем, что в 1096 году изгнанный из Чернигова князь Олег Святославич направился в  Смоленск, «и не прияша его смоляне и иде к Рязаню». До этого здесь уже очевидно существовал город, но этому не сохранилось письменных подтверждений, возможно после Батыева разорения все сгорело: рязанские книги и летописи. Что важно, князья рязанские вели свое происхождение от святаго равноапостольного князя Владимира. Сын святаго князя Владимира – святой князь-мученик Глеб, княжил в Муроме. Муром и Рязань примерно ровесники. Разрозненные племена языческих народов жили около Старой Рязани очень давно. Это и финно-угры, и, как говорят, балты , то есть предки современных латышей и литовцев. Об этом свидетельствуют названия некоторых мест и рек. Но именно славяне создали город и столицу Рязанской земли. Именно им было определено построить княжество Рязанское, объединив местные народы, дав им политическую стабильность и защиту от набегов кочевников.

Интересно значение слова «Рязань». Сейчас мы, собственно, понемногу и раскрываем тему повествования. Существуют разные версии возникновения названия, но, кажется, наиболее верные из них две. Первая, что «Резань», именно так правильно говорить, согласно старинным источникам. Говорят, слово «Резань» означает древнюю монету, т.е. резаный слиток серебра. В подтверждение этой версии можно привести название реки Серебрянки, которая протекала и протекает через Старую Рязань. Таким образом, получается Резань на Серебрянке. Кстати, по словам местных жителей села Исады. река Серебрянка берет свое начало из хорошо известного местным источника,  находящегося  на Старой Рязани, вода которого согласно современному исследованию (воду сдавали на анализ), не содержит примесей железа, как например источники в соседних селах, зато содержит много серебра. Вероятно, месторождение серебра было на Старой Рязани или неподалеку, и это послужило поводом к основанию на северо-востоке Черниговского княжества Старой Рязани.

 В пользу этой версии говорят еще некоторые факты. Согласно доктору исторических наук В.П. Даркевичу, в Старой Рязани существовали Серебряные ворота и район Засеребрянье, прилегающие к реке Серебрянке. В Старой Рязани найдено и вошло в научный оборот более 17 кладов. Таким образом, Старая Рязань уступает по количеству кладов только Киеву. В основном клады Рязани серебряные. Обычно это украшения, реже монеты. Золотых кладов из семнадцати найдено лишь около двух. Все это говорит об обилии драгоценного серебра в Старой Рязани, наличии его месторождений! Что интересно, найдено много форм для изготовления монет и ювелирных украшений, т.е. матриц. А обнаруженные ювелирные изделия отличаются высокой техникой изготовления. К тому же археологами установлено наличие мастерских по выплавке черных, цветных и драгоценных металлов на Старой Рязани. Известно, что в округе получали железо из болотных и луговых руд. До сих пор в песке реки Оки неподалеку от Старой Рязани можно найти ржавые комья изобилующей здесь железной руды.

До Петра I своего серебра на Руси практически не было, в основном завозное. Уральские месторождения были еще не освоены. Таким образом, серебро ценилось очень высоко и было стратегическим ресурсом.

А вот переходя к второй версии названия, сначала немного отойдем от Старой Рязани. Немного вниз по течению Оки (около 10-15 км) есть остров. Именно с ним связана вторая версия. На острове находится всем хорошо известная Облачинская дюна. Дюна – значит небольшая гора, возвышенная гряда. А здесь внимание! Облачинская – так говорят коренные жители окрестных от Старой Рязани сел Муратово, Исады и др.  Говорят «Облачинская», а место, где находится эта гряда на острове, именуют «Облачинка», сообщая, что там был Облачинский монастырь. Интересно, что церковного названия монастыря никто не упоминает, а это, по-видимому, прямое следствие его древности. А вот с 17 века о существовании Облачинского монастыря, а затем уже пустыни, есть документальные свидетельства. В Российской Национальной Библиотеке в Санкт-Петербурге сохранился устав 1641 года, подаренный Владимиром Прокофьевичем Ляпуновым монастырю. Род Ляпуновых известен в Рязани с 1505 г. Родоначальником рода считается Семен Ляпунов, отец которого Ляпун, происходил от Галицкого (Костромского) князя Константина Ярославича, родного брата святаго благоверного великого князя Александра Невского. В уставе 1641 года в Облачинском монастыре упоминаются три церкви: Пресвятой Троицы, Успения, и преподобного Сергия. Петр Савич Ляпунов, отец знаменитого Прокофия Ляпунова, по преданию местных жителей, похоронен в Облачинском монастыре. В дарственной надписи Владимира Прокофьевича Ляпунова к упомянутому уставу 1641, Облачинский монастырь именуется домом Пресвятыя Троицы. А о месте захоронения Прокофия Ляпунова, согласно записи найденной в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, мы узнаем, что сын Владимир дал 100 рублей вкладу в монастырь, а за это вклад погребен Прокофий Ляпунов в дому Живоначальныя Троицы. Поэтому можно предположить, что либо  местные жители перепутали названия Свято-Троицкой Сергиевой Лавры с Облачинским Троицким монастырем, либо прах покойного все-таки был принесен именно в Облачинский Троицкий монастырь, возможно, после погребения в Лавре или сразу с кладбища при Московском храме на Воронцовом поле, за вклад 100 рублей в обитель. Ведь во вкладной надписи на уставе 1641 года Облачинскому монастырю, Владимир Прокофьевич Ляпунов, сын героя Смутного времени пишет: «…А родители наши которые лежать во обители сей и написаны в сенанике, а по смерти моей Володимеровой, и меня Володимера, поминать, как и протчих родителей моих». Сердце грозного воеводы Прокофия, прошедшего через тьму грозного Смутного времени, тяготело к тихой, светлой тиши старинного Облачинского Троицкого монастыря, находящегося подобно Афону, на древнем рязанском острове. Видимо, выполнил волю отца сын Владимир, и очевидно, верно местное предание. Именно Облачинская Троицкая обитель стала местом погребения знаменитого Прокопия Ляпунова, как всех его предков, родовой усыпальницей. Священник-историк Иоанн Добролюбов пишет в своем Историко-статистическом описании церквей Рязанской Губернии от 1891 года об Облачинском монастыре уже как о пустыни (т.е. запустевающем монастыре). Выводя основание монастыря с 17 века, говорит, что в пустыни осталось уже две деревянные церкви Успения и Живоначальной Троицы, пустынь обветшала, и в 1795 г. приписана была за ветхостью к приходу с. Муратово, где была деревянная церковь постройки 1673 года и служащий священник. Деревянная церковь в с. Муратово сгорела в 1930-е годы, иконы из нее были переданы в Рязанский музей, а затем в Церковное древлехранилище в современном Рязанском Кремле.

Вдобавок, согласно исследованиям, археологическая Карта России подтверждает, что селения 9-11 вв, да и более ранние, находились на территории Облачинской дюны. Все это наводит на мысль, что здесь существовал укрепленный монастырь, ровесник Старой Рязани. Как Афон недалеко от Константинополя. Как Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра под Киевом. Возможно, именно этот монастырь был духовным центром Старой Рязани, находясь в нескольких километрах от села Исады, основанного примерно в одно время со Старой Рязанью, и впервые упоминаемого в 1217 г. Вероятно, слово «Исады» от славянского «изсады» т.е «высадка на сушу». Так, кстати, согласно словарю В.И. Даля, говорили в Астрахани. Торговцам, поднимавшимся вверх по Оке с Волги, гораздо удобнее было доставить товар по суше в Старую Рязань на торг, чем плыть далее по Оке против течения, путем, который около семи раз длиннее сухопутного, т.к. Ока петляет. К тому же, в окрестностях Исад, по-видимому, существовала пристань, т.е. удобная и безопасная стоянка для огромного количества древних судов. Гавань, по-видимому, находилась на месте оврага, именуемого «Марица». А русло Оки проходило в старые времена, видимо, вдоль высокого берега, где расположены современные села Красный Яр, Исады, Кутуково, Аргамаково, Фатьяновка, Старая Рязань. В селе Исады, по преданию, находилась резиденция рязанских князей. Здесь же, возможно, собирали пошлины и налоги с привозимых товаров. Здесь отгружали товары Рязанской земли. Название села Устрань, по-видимому, произошло от слова устранить, т.е убрать, точнее убить. Находясь в живописном месте и будучи немного в стороне от основной старой дороги, между Старой Рязанью и Исадами, очевидно, Устрань явилась именно тем местом, где был разбит шатер князя Глеба Владимировича Рязанского и его брата Константина и 20 июля 1217 года, на память святаго Ильи Пророка состоялся известный в истории «Съезд в Исадах». Князь Глеб Владимирович, как повествует Лаврентьевская летопись: «…наоущен сотоною на братоубийство, здумавъ в своем окаяньнемъ помысле, имея поспешника брата своего Костянтина и с ним дъявола,…», пользуясь смертью влиятельного владимирского князя, зазвали окрестных князей родственников как бы на пир, тайно замыслив убить их, дабы стать едиными правителями Рязанского княжества. Не приехали лишь сохраненные Богом князь Ингварь Игоревичь и Юрий Ингваревич. Именно они изгнали убийц в половцы, к которым те обращались за помощью в братоубийстве, и отбили набег кочевников на Рязань. В 1237 году князь Юрий Игоревич погиб, защищая Старую Рязань. Народная память в названии Устрань, видимо, сохранила события тех дней. Писатель Повести о разорении Рязани Батыем говорит, что навел Бог беду эту на нас грехов ради наших. Каких грехов? Братоубийства, разобщенности русских князей. За это поплатилась вся Русская земля унизительной данью и многолетним игом…

Интересно название села Шатрище недалеко на холме от Старой Рязани, где, возможно находился огромный шатер Батыя. Ведь предводитель монголов традиционно не участвовал лично в бою, а наблюдал издалека. В отличии от Русских князей, которые бились по обычаю в первых рядах. Как князья рязанские с Батыем, так и святой князь Димитрий Донской на Куликовом поле, когда передал свой украшенный княжеский шлем своему родственнику, а сам стал в простых доспехах в ряды воинов. Интересно название села Аргамаково в окрестностях Старой Рязани. Аргамак – арабский скакун. Вероятно, аргамаков привозили, разводили и продавали в окрестностях этого села очень давно. В подтверждение связи с породой лошадей можно привести названия озерка за рекой Окой, напротив Исад – «Конячье». Озеро круглое, очень мало, неглубоко, зато с хорошими пологими подходами, в нем, по-видимому, поили, а в окрестностях на заливных лугах пасли лошадей. Интересен клад арабских серебряных монет, найденных в устье реки Студенец, недалеко от с. Исады. Монеты начала и середины 10в. Значит, была активная торговля с арабами. Интересно, свидетельство русских переселенцев из Таджикистана в Россию, которые говорят, что в 1990-е таджики выходили на улицы с плакатами: «Русские в Рязань, татары в Казань». Таджики прямые родственники персов. Не монгольский народ. Персия – древний торговый партнер Рязани и славян. Видимо, у персидских народов Рязань ассоциируется с Россией, ведь в те времена она была практически единственным крупным русским городом перед диким полем, волжскими степями, где проходил путь по Оке и Волге в Каспийское море. Похоже, персидских, арабских аргамаков знали в Старой Рязани хорошо. Да и 10-я часть всего имущества Рязанского Батый запросил, в том числе и в конях. Значит, славились кони рязанские. Возможно, далеко за пределами княжества знали о них. Батыево войско именуют агарянским. Значит, были в его составе арабы, персы. Именно так именуют потомков Агари в старославянских церковных книгах. Так в дальнейшем именуют турок мусульман. Значит, знал Батый цену Рязанским коням. К слову, узнав скорость и выносливость породы аргамаков, можно понять, как быстро и внезапно удалось в 1177 году князю Глебу Ростиславичу Рязанскому подойти к городу Владимиру с половцами, для отвлечения князя Владимирского Всеволода Юрьевича от разорения Коломны и Рязанской земли.

Интересно, к слову, названия городов: Рязань, Казань, Астрахань, региона Кубань, исчезнувшего города Тмутаракань. Они похожи на родственные. Кстати, по словам местного жителя с. Исады, в Липецкой области ловушку для рыбы именуют Кубарь. Есть сведения, что Рязань основана славянскими племенами, пришедшими с Дона. А город Тмутаракань, упоминаемый в летописях, примерно в это время исчезает, видимо, запустевает от набегов кочевников. Реки Дон, Воронеж берут свое начало в старом Рязанском княжестве. Практически на территории современной Рязанской области. Именно на Воронеже впервые встретили Батыя рязанские войска.

 Судьба Облачинского монастыря, как и дата его основания, теряется в веках, как упоминается в книге издания 1927г: «Время основания монастыря доподлинно неизвестно…». На древность монастыря также косвенно указывает упоминание в конце повести о Разорении Рязани Батыем, о князе Ингваре Игоревиче, дословно: «И обнови землю рязаньскую, и церкви постави и монастыри устрой и пришельца утеши и люди собра и бысть радость всем християном ихже избави Господь Бог». Кстати, князь Ингварь Игоревич в Крещении Козьма.  И именно надпись с именем святого Козьмы нашли при раскопках Борисоглебского собора на Старой Рязани в 2004г.

Но вернемся к Облачинскому монастырю. Уже с конца 17 века и далее историки, краеведы и ученые часто называют монастырь «уболочецким», «наболочецким», «оболоченским» и т.п., связывая его происхождение с болотами. Да и современные исследователи зачастую принимают эту господствующую версию, хотя никаких особых болот вокруг облачинской дюны нет и не было. А современные местные жители, например, в с.Исады со смирением говорят: «Мы говорим облачинский, но мы- то не ученые, наверное, неправы, ученым виднее, значит правильно уболочецкий!» Но если обстоятельно поговорить с местными, расспросить, откуда такое название пошло, то можно услышать разные версии, которые либо окончательно запутают ученого, либо вызовут у него улыбку.

Например,в с.Муратово говорят: Облачинский – в честь праздника облачения (такого церковного праздника нет).

В Исадах:

Разбойники грабили проезжающих, снимая дорогие одежды – разоблачали, поэтому облачинский — разоблачинский.

Но если с любовью относиться к родной старине и помнить, что над умными премудрые, а над премудрыми святая простота, то не надо ничего менять в народном произношении, надо попытаться подтвердить то, что сохранило народное устное предание. В историко-научной среде принято доверять письменным источникам, устное зачастую считается архаичным и ненадежным.

Икона «Знамение» в церкви села Муратово

Долго и много рассуждая свои умом над словом « облачинка», автор статьи ничего не мог понять. Но было убеждение, что местные правы в старом произношении названия.

И случилось так, что Господь открыл значение этого слова совершенно случайно. Надо сказать, что служа и живя на сельском приходе в с. Муратово, как и в любом другом селе России, священнику просто необходимо и крайне полезно вести личное подсобное хозяйство. Сажать, например, фруктовые деревья: яблони, груши, сливы, вишни… А ведь без хорошей книги по садоводству в таком вопросе не обойтись. Как правильно посадить? Когда? Какие сорта? и т.д. и т.п.

И вот, однажды, открыв книгу о выращивании вишни и черешни на 72 странице, прочтено следующее: «Облачинская (Oblacinska)». Точное географическое происхождение не установлено. Этот сорт начал распространяться из Сербии (село Облачина), где его широко выращивают и откуда он получил свое название. Из общедоступных источников стало известно, что село Облачина в Сербии существует до сих пор. Расположено оно на юго-востоке Сербии. На берегу Облачинского озера. Затем, открыв любой более-менее серьезный сербско-русский словарь, мы прочитаем следующее: «Облачина — пасмурная погода, туча». Таким образом, становится ясно значение названия и его исторически верное местное произношение. К слову, надо сказать, что от местных жителей можно услышать: «Вот темная туча идет с Облачинки, давай торопиться домой, дождь будет точно, сильный будет!» И действительно, находясь на востоке от сел Исады и Муратово, Облачинка всегда предвещает хорошие, сильные дожди. А облака часто виднеются с высокого правого берега Оки, как бы висящими над ней. Даже в хорошую погоду. Ведь за Облачинкой раскинулась бескрайняя древняя Мещера, действительно, «страна» пчеловодов, воды и болот. Вдобавок, можно предположить, что монастырь на Облачинском острове был основан по желанию рязанских князей афонскими монахами — сербами, выходцами из с. Облачина в Сербии. Возможно, Ефросином Святогорцем, принесшим с Афона образ Пресвятой Богородицы «Одигитрия Рязанская».

А теперь вернемся к названию Рязань — Резань. Ко второй версии, которая, как говорилось выше, связана с Облачинкой, происхождением слова, т.е. этимологически.

В Сербско-Русском словаре, в котором мы прочитали значение слова, наверное, кроется еще много ответов на вопросы истории Старой Рязани. Наверное, еще не однажды, будем обращаться к нему. Снова открыв его, мы найдем слово «резанац» – что значит лапша или тесто. Очень похоже Рязанец — резанац. Похоже и на слово Резань, если убрать лишь – ац и добавить мягкий знак. Ведь если углубиться в древнеславянское значение слова «резанац», то от слова «тесто» можно предположить связь со словом «мука», «хлеб», т.к. эти три слова — технологически производные от слова «зерно». Вероятно, название города возникло от прозвища местных жителей, основой труда которых, благодаря северному чернозему (особенно много его ближе к Пронску), было выращивание пшеницы, зерна. Да и город издревле был известен хлебом. Резань – древний хлебный узел, порт, благодаря зерну, муке, т.е. хлебу, свозимому в город из окрестностей на экспорт. А южный чернозем был диким полем, где вести земледелие в те времена было невозможным и опасным для жизни из-за набегов кочевников. А местоположение укрепленного крупного города на Оке давало возможность свободно вести торговлю хлебом по рекам и сухопутным путям как на север и запад, так и на юг. Известно о поставках рязанского хлеба в Великий Новгород, есть свидетельства русских и иностранных путешественников что Рязанское княжество считалось богатым хлебом.

Углубляясь в историю с сербскими корнями, можно продолжить открытия. Названия оврага около с. Исады — Марица, или Марицань, села и реки Кирицы, можно перевести с сербского языка. Эти слова сербского происхождения. А еще интересно слово «негонь», как говорят местные жители или во множественном числе «негоня». Это продолговатые или круглые причудливые ямы на Облачинском острове, где часто после разлива Оки остается вода и рыба. Может, раньше здесь добывали железную руду? Или ловили рыбу? А может, при сходе воды сеяли без вспашки семена пшеницы в оставшийся от разлива плодородный и чистый от сорняков ил? Похоже, слово Негонь, тоже сербское, надо лишь понять его смысл, и многое станет ясно.

Продолжая дальше, заглянем в небольшую книгу о Старой Рязани. Она издана РЯЗАНСКИМ ИСТОРИКО — АРХИТЕКТУРНЫМ МУЗЕЕМ ЗАПОВЕДНИКОМ. В этой книге есть фотография фрагмента глиняного кувшина из-под вина с надписью: НОВОЕ ВИНО ДОБРИЛО ПОСЛАЛ КНЯЗЮ БОГУНКА. Как повествуется в комментариях к этой фотографии, предполагается, что НОВОЕ ВИНО (ДОБРИЛО — значит хорошее) ПОСЛАЛ КНЯЗЮ (БОГУНКА — имя поставщика). Как стало известно, этот сосуд был найден на Старой Рязани в 1948г. Надпись эта вызывала много споров в интерпретации среди ученых. Интересно, что сосуд глиняный, обожженный, византийского производства, а надпись на нем выполнена по-славянски, уже после обжига. Датируется находка 12-13вв. Современные исследователи считают, что Добрило – имя того, кто посылал, а Богунка – чиновник учетчик.

Но ввиду сербско-рязанского языкового соответствия, можно уточнить расшифровку надписи так:

НОВОЕ ВИНО ДОБРИЛО (имя поставщика) ПОСЛАЛ КНЯЗЮ БОГУНКА (имя, возможно младшего из мужского рода, или женского рода из рода Неманичей). Богунович(и) Неманичи – сербский род, семья, единственно сохранившиеся в наши дни, ведущие свое происхождение от славного и знатного Сербского рода Неманичей. Фамилия, имя, отчество с корнем БОГУН ведут свое происхождения от  Богун Неманья. Очевидно, это не просто имя, это ссылка на род сербских правителей – Богуновичей — Неманичей. Это византийский сосуд, а надпись сербская.

Поэтому кто послал вино князю? Добрило Богунка? Или Добрило сделал вино а послал(а), Богунка? Еще предстоит подумать.

Род Неманичей — это и величайший святой Савва Сербский, это и основанный им Хиландарский монастырь на Афоне, это и друг и родственник Неманичей – византийский Император Феодор Ласкарис — все это неразрывно связано со старой Рязанью. Это как раз конец 12 — начало 13 века. Это время принесения «Одигитрии» в Старую Рязань. Иконы, перед которой молились Рязанские князья перед битвой с Батыем и после разорения города. «И услыша великий князь Юрьи Ингоревич убиение возлюбленаго сына своего благовернаго князя Федора и иных князей, нарочитых людей много побито от безбожного царя, и нача плакатися свеликою княгинею… и з братию. И плакашеся весь град резанский на мног час. и едва отдохнув от великого того плача  и рыдания, и нача совокупляти воинство свое, и учредиша», «…И поидоша в соборную и апостольскую церковь и плакаша пред образом милостивого Вседержителя и Пречистой Его Матери Одигитриии, юже принесе епископ Ефросин из Святыя горы и моля чудотворца Николу и сродник своих Бориса и Глеба». А о игумене (Епископе) Ефросине Святогорце известно вот что: «И взяша град Резань месяца декабря в 21 день. И приидоша в церковь соборную пресвятые Богородици…епископа и священнический чин огню предаша, во святей церкви пожегоша…» А  епископ Ефросин Святогорец упоминается в XIII в. среди священномучеников. К слову, написание букв в Рязанских книгах и на Рязанских иконах 17в. близко именно к сербскому языку. Например, печатная буква « т» пишется как (   ). Похожее написание до сих пор сохраняется в письменном сербском языке — там «т»-(   ), а «ш»- (   ). Похожим шрифтом написано описание герба Ляпуновых. Похожее написание в некоторых древнерусских летописях. Вдобавок, по словам жителя с. Исады, в РИАМЗ есть печной изразец, где изображен всадник в шляпе и подпись «Иду споро до места». В переводе с сербского эта надпись означает: «Иду не спеша до места». Возможно, это прототип пословицы: «Тише едешь, дальше будешь». Вполне возможно, изразец изготовлен в Сербии, и украшал печь княжеской бани. Ведь в бане не приходилось торопиться, надо было хорошенько пропариться. Среди сербов было много печных мастеров. Многое в печном деле сербы переняли от соседних римских и византийских терм.

 Да и в наши дни, некоторые сербы весьма искусные печники-каменщики. Сербы кладут печи даже в современной России, например под Калугой, около Оптиной Пустыни.

Очевидно, история рязанцев и Рязанского княжества связана посредством языка с сербами и болгарами. Ведь именно их славянские земли оказались ближе всего к Византии. Благодаря Равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию, мать которых, живя в греческих Фессалониках (Солуни), была славянкой. А также их святым ученикам: Науму, Савве, Горазду и Ангеляру, а еще Клименту Охридскому, ведь Охрид – это Македония, историческая часть Сербии, приняли письменность одними из первых.

 А еще, удивительное сходство – Федотьевской иконы, Одигитрии Рязанской, с Охридским (Сербским) образом Одигитрии из церкви Больших святых врачей в Охриде. Одигитрия Рязанская, по мнению искусствоведов, относится к балканскому типу. Становится очевидна культурная и историческая связь сербского и рязанского княжеств. Находясь под  турецким игом, постоянно защищая свою землю, религию и культуру, сербы сохранили свой язык среди враждебных народов, чужих религий и культур практически неизмененным.

Благодаря чему, через современный сербский язык удалось выйти на понимание языка древних рязанцев. Безусловно, похожий язык был единым языком в те времена для всех славян, благодаря Богу и святому равноапостольному князю Владимиру, крестившему Русь! Будем и дальше изучать родную православную историю. Ведь в Сербии, по заповеди святителя Николая Сербского, до сих пор плачут и радуются вместе с Россией!

Сербия и Россия – две сестры родные!

Автор: Священник Леонид Трибис (настоятель Иверского храма с. Муратово, Шиловский р-н, Касимовская епархия)