Always Active

Necessary cookies are required to enable the basic features of this site, such as providing secure log-in or adjusting your consent preferences. These cookies do not store any personally identifiable data.

No cookies to display.

Functional cookies help perform certain functionalities like sharing the content of the website on social media platforms, collecting feedback, and other third-party features.

No cookies to display.

Analytical cookies are used to understand how visitors interact with the website. These cookies help provide information on metrics such as the number of visitors, bounce rate, traffic source, etc.

No cookies to display.

Performance cookies are used to understand and analyse the key performance indexes of the website which helps in delivering a better user experience for the visitors.

No cookies to display.

Advertisement cookies are used to provide visitors with customised advertisements based on the pages you visited previously and to analyse the effectiveness of the ad campaigns.

No cookies to display.

Взлеты, падения и легенды. Рязанский театр в XVII-XIX веках

Сто тридцать лет назад, зимой 1893 года в очередной раз воскресший из пепла рязанский театр дал первые спектакли: драму Виктора Александровича Крылова «Горе-злосчастье», а следом и гоголевского «Ревизора». Кстати, драматург Крылов (1838-1906) был известен тем, что Антон Павлович Чехов как-то написал о нем: «Этот человек любит театр, и я верю ему, хотя я не люблю его пьес».

В ту пору «Рязанский справочный листок», малоформатная газета, которую частным образом издавал в губернском центре педагог прогимназии Николай Дмитриевич Малашкин, восторженно вещал: «Театр снова ожил, воскрес, широко распахнул свои двери, с лучезарной гостеприимной улыбкой впустил разношерстную пеструю толпу желающих насладиться искусством». Это было новое возрождение, казалось бы, окончательно захиревшего театра.

Страница «Рязанского справочного листка»

Начало начал

Век «осьмнадцатый» и «золотой девятнадцатый»… Годы надежд и разочарований, становления и упадка. Годы возрождения, слез разочарования и восторга Рязанского театра!

Его рождение относится к 1787 году, когда Рязанский и Тамбовский наместник Иван Васильевич Гудович буквально «подсмотрел» идею театральных постановок у своего подчиненного, знаменитого поэта Гавриила Романовича Державина (того самого, который «заметил» и «благословил» Пушкина). Державин занимал должность тамбовского губернатора и, будучи глубоко творческим человеком, поставил в своей резиденции пьесу с характерным для того времени длинным названием: «Пролог в одном действии с музыкою на открытие в Тамбове театра и народного училища, представленный благородным обществом в день тезоименитства императрицы Екатерины II на театре в доме губернатора Державина».

Гавриил Державин

В качестве актеров на импровизированную сцену вышли тамбовские помещики. Свое решение о создании театра Гавриил Романович объяснил газете «Ведомости» следующим образом:

«Поелику издревле просвещенными народами почитались благонамеренные театральные представления к исправлению нравов служащими, благонравие способствовало действию законов, а святость последних была всегда основанием и подпорою благоденствия царств: тамбовское благородное общество, по случаю недавно открытых в нем народных училищ… и побуждаемо между собою согласием, спокойствием и веселием, вознамерилось ознаменовать день высочайшего тезоименитства всемилостивейшей государыни открытием в губернском городе Тамбове театра…».

Гудовичу идея понравилась, он даже разрешил губернаторы-поэту построить в Тамбове отдельное здание общественного театра. Это доказывало, что сам грозный наместник был не чужд искусствам. Вот что писал про Гудовича его современник и биограф Дмитрий Николаевич Бантыш-Каменский:

«Он был нрава горячего, правил строгих, любил правду и преследовал только порочных; с вида казался угрюмым, неприступным, между тем как в кругу домашнем или в приятельской беседе был ласков и приветлив. Кроме российского, знал языки: латинский, французский, немецкий и итальянский; имел прекрасный оркестр, составленный из домашних музыкантов, поддерживаемый сыном его, генерал-майором графом Андреем Ивановичем Гудовичем…».

Иван Гудович

Оперный дом

Благодаря Ивану Гудовичу театр появился и в Рязани. В 1787 для театральных представлений выстроили так называемый «Оперный дом». Чтобы запустить новый проект, наместник беззастенчиво пользовался административным ресурсом! Тот же знаменитый поэт и управленец в своих «Записках из известных всем произшествиев и подлинных дел, заключающих в себе жизнь Гаврилы Романовича Державина» сетовал:

«Сие прежде всего приметно стало из того, что он [Гудович] зачинал к себе требовать и брать артистов против воли губернатора и их самих в Рязань для устройства там театра и прочих увеселений, как-то машиниста, живописца и балетмейстера, которых губернатор старанием своим выписал и содержал разными вымышленными им без ущерба казны и чьей-либо тягости способами, как то выше явствует».

Другими словами, первыми рязанскими мастерами сцены были тамбовские «звезды».

Рязанский «Оперный дом», по свидетельствам современников Гудовича, стоил 2 тысячи 776 рублей. Ежегодный доход от него ожидался в размере 500 рублей. Первая рязанская труппа была составлена из дворовых и вольноотпущенных девушек и молодых копиистов (переписчиков бумаг в канцеляриях).

Само здание возвели на площади при въезде в город из Москвы, известной позже как Артиллерийский плац. Сегодня это территория бывшего Военного училища связи на улице Каширина (бывшей Конюшенной) в Рязани. Автором проекта стал губернский архитектор Иван Сулакадзев.

«Для своего времени «Оперный дом» был хорошо технически оснащен: сцена имела колосники, паддуги, системы воротов и блоков, которые позволяли быстро менять декорации. При помощи механизмов, которыми заправлял обрусевший итальянец Павел Берзантий, и специальных люков артисты «парили» над сценой, внезапно появлялись из-под земли или проваливались в преисподнюю. Помимо основной пьесы программа включала одноактный водевиль или дивертисмент с песнями и танцами, поэтому представление, начавшись в 6 вечера, могло идти до полуночи. Публика хотела зрелищ, и в погоне за прибылью антрепренеры старались вовсю. На афише оперы «Волшебный стрелок» перечислялись ужасы, ожидающие зрителей: змея с огненными глазами, летучие мыши, колесница с привидениями и «ужасающая сцена разрушения – целые скалы низвергаются в пропасти с треском» (Газета Рязанский кремль, 2019, №2, ст. «Оперный дом»).

После войны с Наполеоном 1812 года рязанский «Оперный дом», все чаще именовавшийся просто театром, испытал период подъема.

Второе рождение театра

Однако, требуется уточнение: с конца 20-х годов XIX века театральные представления в Рязани идут в в частных помещениях, которые снимают антрепренеры. Например, великий «Ревизор» в Рязани прошел в деревянном здании, находившемся в Верхнем городском саду – будущем так называемом «Наташином парке».

Напрашивается вывод о том, что в этот период рязанский театр одновременно испытывает и творческий подъем, и «кризис места»: у него нет собственного помещения. Здание «Оперного дома» обветшало. Потом и руководство театра обанкротилось, артисты разбежались по городам и весям, а рязанские поклонники Мельпомены впали в уныние.

Губернатор Петр Новосильцев

Возрождение последовало при губернаторе Петре Петровиче Новосильцеве. Он руководил губернией с 1851 по 1858 годы. Директором театра при нем становится винный откупщик Денис Осипович Немцов, человек богатый и увлеченный искусством. Он приглашает главного архитектора губернии Николая Ильича Воронихин с тем, чтобы он «реанимировал» здание «Оперного театра». Талантливый мастер справился с делом: дом был обновлен, внутренние помещения переоборудованы. В качестве режиссера пригласили артиста Императорских московских театров Федора Кондратьевича Сахарова, машинистом сцены стал еще один московский корифей – Иосиф Карлович Браун. Кажется, работа двинулась в гору: вновь заблистали огни рампы, новые спектакли пошли с аншлагами.

Николай Воронихин

Качели судьбы

Но весь этот праздник был недолог: через три года Немцов сдает дела заместителю, тот передает театр еще кому-то… Здание не выдержало ударов времени и все-таки было снесено. К шестидесятым годам Рязанский театр вновь перестал действовать, казалось бы, навсегда. Но публика не дала уйти в небытие любимому «очагу культуры»!

Общество потребовало возвращения театра! Последовали обращения в инстанции, пошли бумаги по начальству… В итоге городе в марте 1860-го начала работать специальная комиссия по устройству театра. Она определила под его строительство место на площади Соборной и приступила к проектировке здания. Возглавил процесс Сергей Александрович Щеткин, занимавший с 1862 по 1869 годы должность рязанского губернского архитектора. Скорее всего, он был и автором проекта театра.

Театр в конце XIX века

С появлением нового здания театральная жизнь в Рязани оживилась, однако опять ненадолго. В 1867 году театр сгорел до основания, угрюмо торчали остатки стен и металлической арматуры. Однако, рязанцы, привыкшие к тому, что их театр периодически пытается уйти в небытие, а затем все же возвращается, потребовали его восстановления. Финанасирование шло за счет страховых выплат и пожертвований частных лиц. В начале 1871 года восстановленное здание театра было готово к приемке, однако комиссия утвердила соответствующий документ только к лету.

История первая: Плевако и Липскеров

Есть некоторые основания полагать, что зимой 1871 года рязанский театр все же худо-бедно, но работал. На этот счет есть любопытная история, описанная Михаилом Павловичем Чеховым, младшим братом великого писателя, в книге «Вокруг Чехова». Вышло произведение в 1929 году.

«Однажды в одном из провинциальных городов [речь идет о Рязани] был назначен к слушанию какой-то знаменитый процесс. Ф. Н. Плевако, знаменитый российский адвокат, должен был выступить на нем не то в качестве защитника, не то как гражданский истец. Он захватил с собой А. Я. Липскерова (репортер «Московских ведомостей»), и они поехали туда как раз накануне судебного разбирательства. Поезд в этот город приходил только один раз в день, и то к вечеру, так что волей-неволей приходилось в нем ночевать.

Приехали зимой, в метель, в шесть часов вечера и остановились в паршивой провинциальной гостинице…

Явился коридорный.

– А что, голубчик, нет ли у вас здесь хорошего театра или ресторана?

– Так точно-с! У нас есть городской театр на такой-то улице-с! В нем каждый день, кроме суббот, происходят представления-с!

Плевако и Липскеров надели шубы и отправились в театр. Увязая в снегу, потому что извозчиков не было, они с трудом добрались до храма Мельпомены.

И вдруг – о, ужас!– на кассе театра объявление: «По случаю ненастной погоды спектакль отменяется»…

Ф. Н. Плевако просунул голову в окошко кассы.

– Не может ли сегодня состояться спектакль? – спросил он.

– Это никак невозможно, – ответила кассирша. – Только сейчас приходили актеры, чтобы играть, но по случаю ненастной погоды я не продала еще ни одного билета.

Федор Плевако

– А каков у вас полный сбор?

– 458 рублей 50 копеек.

Плевако полез в толстый бумажник, достал всю эту сумму и протянул деньги кассирше.

– Я плачу за весь сбор, – сказал он. – Потрудитесь собрать всех артистов и начать спектакль».

Пьеса была сыграна! А знаменитые заказчики расподложились на галерке, откуда и доносились их аплодисменты и крики «Браво»!

Добавим, что, видимо, речь идет о январе 1871 года, когда Плевако согласился защищать рязанского полковника Николая Никитича Кострубо-Карицкого, обвиненного, в том числе, в краже ценных бумаг. Защита прошла успешно.

История вторая: «Дядя Гиляй»

Вернемся к Рязанскому театру образца 1871 года. К лету он был восстановлен и вновь радовал горожан и заезжих гостей своими постановками. В апреле 1872 года «рязанца» сдали в аренду на 9 лет содержателю калужского театра Воронину. В зимний сезон 1874-1875 годов в Рязани служил актером знаменитый «дядя Гиляй» (псевдоним) – журналист-бытописатель Владимир Алексеевич Гиляровский. Вот что он писал о рязанской жизни на сцене в сборнике «Люди театра»:

Владимир Гиляровский

«Сборы были недурные, труппа хорошая, и все товарищи милые люди, кроме разве антрепренера Воронина, грубого и дерзкого человека… Он был здоровенный, пузатый и усатый, с курчавыми волосами, с лицом цвета мулата и солдафонскими приемами. Бывший солдат, потом театральный буфетчик и, наконец, антрепренер. Как-то в иллюстрированном издании «Хижины дяди Тома» я видел картинку с надписью: «Замбо и Квимбо». Изображены на ней были два мулата с бичами в руках, и у каждого на сворке по огромному бульдогу.

Морды собак походили на их хозяев, а Воронин походил на обоих этих палачей, терзавших негров.

И обращался Воронин с хористами, статистами и театральными рабочими, как Замбо и Квимбо с неграми,— затрещины сыпались направо и налево, и никто не возражал. Со мной, впрочем, он был очень вежлив, потому что Андреев, отрекомендовав меня, сказал, что я служил в цирке и был учителем гимнастики в полку, а я подтвердил это, умышленно при приветствии пожав ему руку так, что он закричал от боли…».

Вскоре для театра в Рязани вновь наступили тусклые дни. В 1885 году ввиду скудных сборов местные власти до 1893 года отдали здание театра под склад для хранения сухарей и амуниции солдат. Но в 1893 году опять пришла пора обновления!

Русский иллюстрированный театральный, музыкальный и художественный журнал «Артист» писал:

« …вдруг появился господин Хржановский (артист Варшавских театров, балетмейстер) с благотворной мыслью возобновить рязанский театр… Хржановскому удалось снять у города на 12 лет без всякой платы, но с условием отремонтировать на свой лад театральное здание…».

История третья: Станиславский на полковой сцене

Известно, что в конце XIX века театральная жизнь в Рязани бурлила. Спектакли игрались повсюду – в частных театрах, в домах и даже в офицерских собраниях! Весной 1892 года на сцене Фанагорийского полка давали спектакль Владимира Ивановича Немировича-Данченко «Счастливец». Одну из ролей играл совсем молодой Константин Сергеевич Станиславский. Об этом автор знаменитой фразы «Не верю!» рассказал на страницах книги «Моя жизнь в искусстве».

Константин Станиславский в молодости

«Нас везли в Рязань во втором классе. Мне дали книжку, чтобы повторить роль, которую я наполовину забыл, так как никогда ее хорошо не знал и играл всего раз… Спектакль шел не в театре, а в каком-то полковом клубе (офицерское собрание Фагнагорийского полка, квартировавшего в Рязани).

Маленькая любительская сценка, а рядом – единственная комната, разгороженная ширмами. В ней все: мужские и дамские уборные, и актерское фойе, где был для нас накрыт чай с самоваром. Сюда же втиснули и военный оркестр, чтобы освободить побольше места в зрительном зале. Когда весь оркестр затрубил во все трубы, забил в барабаны, а мы, тут же, одевались и гримировались, я не взвидел света… Когда я вышел на сцену, мне показалось, что кто-то свистнул… Опять… еще… сильней… Не могу понять, в чем дело!.. Оказывается, мне свистели за то, что приехал я, а не обещанный Южин (Александр Иванович Сумбатов-Южин (1857-1927) – русский и советский актер, драматург, театральный деятель). Я так сконфузился, что ушел за кулисы…».

Занавес!

Таким он был, наш театр, от начала своих времен и до окончания золотого для русской культуры XIX века. Не раз казалось, что вот он, грустный финал: нет сборов, рушится здание, будущее актеров туманно… Но нет – глядишь, словно пресловутый Феникс, возрождается театр из пепла, снова сияет сцена, играют чужую жизнь актеры словно свою, по щекам зрителей текут слезы, которые потом сменяют веселые улыбки.

Театр словно говорит нам: такова жизнь. Есть в ней и падения, и взлеты. Главное – не унывать. И тогда все, что прошло, повториться вновь!

Новости партнеров