Тотальная застройка Рязанскому кремлю не грозит

Главная новость недели прозвучала как гром среди ясного неба. Мол, федеральное министерство культуры разрешило застраивать Рязанский кремль. Во всяком случае, именно под таким соусом подали информацию рязанские градозащитники (как они сами себя называют) и некоторые СМИ. А поводом послужил приказ министра культуры Владимира Мединского от 4 июля. 

В четверг народ переваривал информацию (причем, не столько факты, сколько их трактовку). А в пятницу в Рязани прошли сразу две пресс-конференции. В Рязанском кремле на вопросы журналистов отвечали директор музея-заповедника Ольга Кречетова и начальник государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области Олег Василькин. А офисе рязанского отделения партии «Яблоко» своими мрачными прогнозами делились активисты Игорь Кочетков, Андрей Петруцкий и Вера Чернышова. 
 
Для начала – факты. В прошлом году минкульт создал достопримечательное место с длинным названием «Древний город Переяславль-Рязанский и его оборонительные и архитектурные сооружения XII – XIX века». А июльским приказом – утвердил требования к осуществлению хозяйственной деятельности на территории этого достопримечательного места. Проще говоря: установил, что и в каком объеме там можно строить, а что нельзя. При этом речь идет не только о территории музея-заповедника, но и о прилегающих улицах. В разных участках достопримечательного места действуют разные правила застройки. 
— Территориально в достопримечательное место входит центр – это Рязанский кремль – и близлежащая территория. На севере это Северная окружная дорога, на востоке –часть русла реки Трубеж, по улице Рыбацкой пошла граница, по проезду Речников, дальше она огибает площадь 26 Бакинских комиссаров, далее выходит параллельно улице Лево-Лыбедской, на улицу Кремлевский вал, огибает казначейство, далее по улице Солнечной — и возвращается на Северную окружную дорогу, — описывал границы достопримечательного места Олег Василькин. 
А в это время в «Яблоке» Андрей Петруцкий водил ручкой по карте и ничтоже сумняшеся показывал, где и что застроят. Не говорил «проект потенциально дает возможность застроить», а прямо заявлял — «застроят». 
Игорь Кочетков вторил и обещал, что многоэтажки скоро появятся даже на заливных лугах. В чем интерес бизнеса строить дома посреди разлива, он не уточнил.
Однако есть одно «но». Охранная зона достопримечательного места во многом пересекается с другой, действующей в Рязани с 1986 года. Андрей Петруцкий об этом упомянул, а вот о главном сказать «забыл».
Случается так, что на одном и том же участке действуют сразу несколько зон охраны. Постановление правительства РФ №972 говорит, что в таком случае действует более жесткий регламент, — сказал Олег Василькин. — То есть прежде чем говорить о возможности застройки какой-то улицы, нужно смотреть, какой регламент на этом конкретном участке жестче. При этом к территории музея-заповедника это не относится вообще: там строить просто нельзя. Разрешена только регенерация – восстановление исторической застройки.
Еще раз, для непонятливых. Регламенты охраны достопримечательного места будут иметь значение, только если они СТРОЖЕ предыдущих. А внести изменения в охранные зоны 1986 года, по словам Олега Василькина, нельзя ни в каких случаях, кроме устранения ошибок. Чтобы изменить охранные зоны, нужен новый проект. А это – громадная работа, особенно учитывая, что охранные зоны 1986 года охватывают весь исторический центр Рязани. 
Почему об этом не рассказал Андрей Петруцкий — большой вопрос. Но скорее всего, «градозащитники» прекрасно понимают, что именно эта «мелочь» превращает громкий информационный повод в очередной пшик. 
— Застройка территории Рязанского кремля даже не обсуждается, — подчеркнула Ольга Кречетова. — Внутри музея-заповедника особый режим охраны. Самый жесткий. 
Зато обсуждаются другие перспективы. 
— На улице Рабочих мы заложили раскоп для того, чтобы изучить эту территорию. У нас есть материалы – подтверждения того, что здесь стояла стена, здесь были три башни, проездные ворота. Мы знаем, что здесь также были городские усадьбы. И сейчас мы предполагаем, что в следующем году увидим след от этих усадьб. Наше предложение – восстановить стену, которая и была здесь в 17 веке, три башни, одна из которых – проездная, усадьбы, которые мы раскопали перед Гостиницей Черни. Восстановить этот участок, каким он был в 16-17 веке и создать там инфраструктуру для туристов. Там будут современные интерактивные площадки, где можно будет позаниматься тем, что сейчас предлагает реконструкция на больших праздниках – битве на Воже, на Куликовом поле и так далее. 
Много чего ожидается в Рязанском кремле, но не новый жилой район.