Что вижу – о том пою. Минск. Часть 4 – о Парке высоких технологий, столице и вертикали власти

Парк высоких технологий

В Минске, едва выгрузив вещи в гостинице «Планета», мы сели в автобус и нас повезли в Парк высоких технологий. Это, по смыслу, белорусский аналог нашего Сколково. Только Сколково про инновации «вообще», а Парк – про совершенно конкретное дело.

Как рассказал руководитель его администрации Валерий Цепкало, белорусы тоже едва не растеклись замыслами по древу: в свое время говорили, что надо бы развивать и биотехнологии, и что-нибудь с модной приставкой «нано»… Но крепко стоящим на земле людям удалось убедить главу государства, что лучше не распылять силы и средства, а сосредоточиться только на одном направлении. (В Белоруссии если уж президент с тобой согласился – считай полдела сделано. Вертикаль власти…)

В результате выбрали создание программного обеспечения: для прорыва в этом направлении не нужно ничего, кроме помещений, компьютеров и светлых голов. И ведь получилось! Сегодня в Парке высоких технологий работают 19 тысяч программистов, а профессия программера (об этом рассказал не руководитель администрации парка, а посторонний человек. Мол, зарплаты – одни из самых высоких в республике, хорошие перспективы, поэтому конкурс на соответствующие факультеты в вузах зашкаливают) стала чуть ли не самой престижной.

Главное – от проекта есть конкретная отдача. Самые известные продукты парка – это знаменитый Мир танков, игра, на которую во всем мире подсели миллионы, и программа для мобильных телефонов Вайпер.

Важно, что парк (и государство в его лице) не вкладывают в проекты миллионных инвестиций. Как рассказал Валерий Цепкало, главная задача – состыковать людей, ИМЕЮЩИХ ИДЕИ С ТЕМИ, КТО МОЖЕТ ИХ ИДЕИ ОСУЩЕСТВИТЬ. На сегодняшний день в Парке работают 138 зарегистрированных компаний. Объем «производства» вырос со 100 миллионов долларов в 2008 году и до 527 миллионов в 2013-м. В этом году ожидают около 700 миллионов. По объему экспорта программных продуктов на душу населения Белоруссия уже обогнала и Индию, и США. А «чистый» (за вычетом стоимости импортных комплектующих) вклад Парка в ВВП Белоруссии превысил суммарный вклад МТЗ, МАЗа и БелАЗа вместе взятых…

Этот кажущийся парадокс Валерий Цепкало объяснил просто: в тракторах или карьерных самосвалах очень много иностранного – коробки передач, двигатели, электроника… А создаваемые в Парке программы отечественные практически на 100 процентов.

Когда руководитель администрации парка начал рассказывать про «трех китов», на которых стоит это белорусское чудо, я навострил авторучку. Оказалось, зря! Все три столпа – это образование. Почти по Ленину: учиться, учиться и учиться… По Цепкало это образование вузовское, IT-академия и центры подготовки при самом Парке.

В общем, идея оказалась плодотворной, сегодня услугами компаний, работающих в ПВТ, пользуются такие монстры, как Майкрософт, Гугл, Ай-Би-Эм, Газпром, Сбербанк, Филипс и многие другие.

Следующим шагом в Минске видят создание бизнес-инкубатора, в котором та самая стыковка «идейных» и тех кто «Может» происходила бы еще быстрее и эффективнее.

Что сказать: молодцы, белорусы! Но после всего увиденного и услышанного все-таки остался в сознании маленький червячок: основа благополучия ПВТ совершенно виртуальна. И что бы там ни говорили, самосвал БелАЗ или трактор МТЗ – штука вещественная, ее можно потрогать руками. А все эти программы эфемерны и, исчезни завтра (не важно по какой причине) все наши электронные гаджеты, от парка не останется ни-че-го! Кроме башковитых людей, конечно… Вот такие вот «танчики»…

Город

О чистоте, главном, пожалуй, белорусском «брэнде», известном в России, писать больше не буду. Скажу только, что идеальная и в провинции, в Минске чистота вообще какая-то абсолютная.

Порядок во всем: за два дня автобусных поездок по столице Беларуси, я не увидел ни одной (!) машины, стоящей на тротуаре хотя бы одним колесом. Конечно, Минск – красивый, просторный и удобный город, с широкими улицами, проспектами и тротуарами. Но! Все равно требуется очень высокая дисциплинированность, чтобы ТАК соблюдать правила и законы. Между прочим, в правом ряду у тротуара машин тоже нет…

В центре Минск, по-моему, похож на Москву конца 60-х – начала 70-х годов (понятно, что машин и иностранных вывесок побольше) где-нибудь в районе Кутузовского проспекта или проспекта Мира. Ближе к окраинам уже новострой, здания современной архитектуры, некоторые – совершенно футуристические, как Национальная библиотека, другие просто красивые. И если в центре Москвы идет вечная стройка (сплошь закрытые сетками или лесами здания), то в Минске, видимо, точечной застройки не практикуется. Во всяком случае, я ее признаков не видел. А на окраинах растут и высотные жилые дома из монолитного железобетона, и торговые центры, и много всякого разного.

Вечером город очень красиво подсвечен. К сожалению, поснимать не удалось – совсем не было времени погулять по городу. Так что на снимках – только панорама города, снятая из окон конференц-зала в Парке высоких технологий…

О вертикали власти

Да, в Белоруссии выстроена очень жесткая властная вертикаль, этого никто и не скрывает. Президент говорит, что иначе не удалось бы сохранить страну. Но я, общаясь и с чиновниками разного уровня (от посланника посольства Республики Беларусь в Москве до главы сельского района), и с простыми людьми (таксист, водитель автобуса, продавец, менеджер компании по производству продуктов), заметил, что все они свободны, раскрепощены, без опасения высказывают свое мнение.

В общем, совершенно не похожи на граждан тоталитарного государства в классическом понимании, не говоря уже о диктатуре. Ну, да, о Лукашенко говорят с придыханием. Но, честное слово, придыхание это больше похоже на уважение, чем на подобострастие или страх. Конечно, я могу ошибаться, как, впрочем, в любом другом своем суждении: за 4 дня в режиме «галопом по европам» трудно рассмотреть все до мелочей. Но я ведь не претендую на объективность, а всего лишь честно делюсь своими впечатлениями. А впечатления мои – таковы, каковы они есть, и больше ни каковы! (цитата).

И осталось мне рассказать только о главном – о пресс-конференции главы государства. Так чаще всего называют Александра Лукашенко сами белорусы. Так что окончание следует…

Юрий Фукс

Фото автора

А здесь первый, второй и третий день пресс-тура по Белоруссии.

Фото Минска:

Галерея не выбрана или была удалена.